Конгресс «Инновационная практика: наука плюс бизнес»
7 декабря в Московском государственном университете состоялся III Конгресс «Инновационная практика: наука плюс бизнес» с участием руководства страны, академического сообщества, представителей крупного бизнеса и потенциальных работодателей. Директор Конкурса инноваций в образовании Диана Королева выступила экспертом секции, посвященной образовательным технологиям.
Конгресс был посвящен актуальной для современного общества, экономики и рынка труда проблеме – формированию компетенций XXI века. Начался он с пленарного заседания, на котором Герман Греф, Олег Белозёров, Александр Дюков, Андрей Фурсенко, Виктор Садовничий, Игорь Шувалов и другие государственные деятели обсудили экономику знаний и пути повышения национальной конкурентоспособности.
По словам топ-менеджеров государственных компаний, бизнес может стать ведущей силой для продвижения этих изменений, поскольку у предпринимателей есть представление о том, какие профессии и навыки будут востребованы в будущем. «Экономика переходит в эпоху цифровой трансформации. Навыки, которые становятся рутиной, делает машина. И мне кажется, что для всех нас это вызов, потому что через некоторое время учить нас будет Google и Facebook», – заявил на пленарной сессии конгресса президент «Ростелекома» Сергей Калугин.
Президент Сбербанка России Герман Греф в качестве одного из первых шагов по реформе системы образования предложил обучать детей в школе навыкам так называемого «эмоционального интеллекта», который он определил как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания окружающих. Эти навыки позволяют человеку быстрее адаптироваться к окружающей среде, взаимодействовать с людьми и достигать результатов.
Первый заместитель председателя российского правительства Игорь Шувалов заявил, что такие компании, как Сбербанк и «Ростелеком», способны изменить ландшафт российского образования, особенно если их примеру последуют и другие. Вице-премьер рассказал о новом институте, который зарождается в недрах российской системы образования – «технологических долинах», которые будут созданы при тридцати лучших университетах страны. «Технологические долины» будут работать по несколько другим принципам, чем сами университеты, и станут центрами новых компетенций.
После пленарного заседания в рамках конгресса проходили обсуждения в четырех параллельных секциях: «Компетенции и интеллектуальная собственность», «Компетенции и инвестиции», «Компетенции и предпринимательство», «Компетенции и образовательные технологии».
Параллельно со всеми дискуссиями проходила выставка образовательных проектов и технологий, на которой было продемонстрировано множество научно-технологических проектов.
Диана Королева, директор Конкурса инноваций в образовании, приняла участие в конгрессе, выступив экспертом секции, посвященной образовательным технологиям. В рамках работы секции были поставлены следующие вопросы:
- Какие компетенции необходимо развивать со школьного возраста сегодня?
- Кто будет источником и проводником новых образовательных технологий?
- Какие задачи стоят перед российским образованием и какие технологии и подходы являются более актуальными?
- Как сочетать фундаментальные знания с практико-ориентированным подходом в образовании?
- Каковы новые форматы образования, связанные с формированием компетенций человека XXI века?
- В чем роль совместной подготовки специалистов университетами и компаниями?
Кроме того, на секции прошло голосование на тему: «Кто должен быть источником образовательных инноваций?» Хотя большинство участников утверждали, что выбирали вариант «Субъекты образовательной экосистемы», он в итоге набрал меньше всего голосов:
Налицо недопонимание между участниками процесса: на данный момент нет четкого видения того, как внедрять инновации в образование.
На образовательной секции обсуждалось много важных и сложных вопросов современного образования и его изменения. Вот основные темы обсуждения:
- неэффективность традиционных методов обучения, их чрезмерная директивность, отсутствие свободы выбора;
- отсутствие технологий и инструментов внедрения образовательных инноваций снизу;
- необходимость проектной и командной работы, умения провести проект от начала до конца;
- отсутствие панацеи, которая может помочь всей образовательной системе (инновации нужно подстраивать под каждый объект, систему, время и отрасль отдельно);
- необходимость развития «мягких навыков».
Три основных требования к выпускнику сейчас – базовая профессиональная грамотность, способность к адаптации, креативность. Однако развивать «мягкие навыки» в образовании можно только параллельно с основными предметами, не забывая про основу, фундамент – знания как таковые.
Первая и основная задача науки и бизнеса – создать инновационную образовательную среду, в которой могло бы расти и развиваться новое поколение. Без серьезной поддержки науки бизнесом и без их тесного взаимодействия нельзя создать гениальных инженеров, технологов и разработчиков.
Подводя итоги, можно сказать, что конгресс собрал нужных людей для обсуждения насущных вопросов современной науки, технологий, образования и их взаимодействия с бизнесом. Было немало сказано о новых методах обучения, компетенциях, кардинальных изменениях в системе образования и проводниках этих изменений.
По словам Дианы Королевой, реальность такова, что сейчас уже нельзя просто создать новую образовательную программу, испытать ее, задокументировать и начать «вводить внутривенно» пять раз в неделю подрастающему поколению. Появится ли вместо подобной программы «конструктор», полностью свободный выбор дисциплин, специальные программы с самого детского сада или что-то еще – увидим. Главное, чтобы будущее образование и обучение было, как в общеизвестном девизе ВШЭ, для жизни, а не наоборот.
Королева Диана Олеговна
Директор КИвО