Родители активно занимаются самообразованием
АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Понятия о грамотном воспитании сегодня предельно размыты. Со всех сторон на матерей и отцов сыплются противоречивые советы — от родственников, «из телевизора», с детской площадки. «Воспитывайте индивидуалистов», — увещевают одни. Другие им возражают: «Ребенок должен уметь заботиться о других». Эта разноголосица дезориентирует родителей, часть из них идут в школы мам и пап, кто-то выбирает разовые тренинги по воспитанию, а кто-то становится завсегдатаем интернет-форумов.
В экспертном знании чаще заинтересованы образованные родители, установила Катерина Поливанова и ее коллеги. Курсы и тренинги для родителей также наиболее востребованы теми, кто уже начал изучать разнообразные материалы о воспитании детей (статьи, видео, телепередачи, блоги и пр.).
Эти результаты получены в ходе исследовательского проекта «Современное родительство», который стал частью комплексного междисциплинарного исследования Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ.
Почему родители хотят за парту
На хороших курсах для мам и пап не только дают знания, но и работают с личностью родителя. Матери и отцы должны уметь самостоятельно принимать решения и ориентироваться в проблемах. В идеале им нужно прийти к «родительской самоэффективности» — ощутить себя уверенными и компетентными воспитателями, отмечают исследователи.
Занятия по воспитанию и развитию ребенка хотели бы посещать больше половины опрошенных родителей, выяснили исследователи. Доля матерей, заинтересованных в таких уроках, значимо выше, чем доля отцов: 64% против 47%. Среди матерей больше, чем среди отцов, доля тех, кто уже когда-либо посещал занятия для родителей: 36% против 11%.
Мамы и папы обучаются на спецкурсах:
- чтобы действовать грамотно, узнать варианты решения тех или иных задач;
- чтобы располагать полной информации;
- под воздействием родительского сообщества, «тусовки заинтересованных».
Учиться стремятся те, кто уже в теме
Родительские учебные программы разнообразны. Есть индивидуальные, групповые, в интернете и за партой. Аудитория тренингов пестра: есть занятия для представителей различных этнических групп, для родителей, переживших развод и имеющих детей с различными заболеваниями. Признаки качественных программ — ясная теоретическая база, четкие цели и столь же определенный круг решаемых проблем. Для простых задач годятся короткие программы, а серьезные проблемы требуют более продолжительных занятий.
Доля тех, кто интересуется занятиями, связана с числом вопросов по развитию ребенка, которые возникали у опрошенных в течение последнего года. «Среднее число вопросов про образование среди тех, кто хотел бы посещать занятия, составляет 2,8 по сравнению с 2,2 среди остальных родителей, — уточняет Елизавета Сивак. — Среднее число вопросов про воспитание в этих группах также различается — 2,5 против 2».
При этом потенциальных слушателей курсов и тренингов больше среди родителей, которые уже пользуется какими-либо источниками информации о детях. Вот несколько фактов о тех, кто хотел бы ходить на уроки для родителей:
- около трети из них уже имели опыт посещения таких занятий;
- у потенциальной аудитории курсов в среднем больше книг о воспитании и уходе за детьми;
- среди тех, кто подписан на форумы или сообщества родителей в интернете, 28% ответили, что определенно хотели бы посещать образовательные курсы. Среди тех, кто не подписан, таких ответов вдвое меньше;
- родители, которые заинтересованы в занятиях, чаще обсуждали вопросы о ребенке с воспитателями, учителями, врачами в интернете. Они чаще читали книги, статьи и смотрели телепередачи о воспитании, развитии и уходе за ребенком.
Среди авторов работ, часто обсуждаемых в соцсетях, лидируют Юлия Гиппенрейтер, Людмила Петрановская, Катерина Поливанова, Анна Варга, Марина Аромштам, Анна Быкова, Евгений Комаровский, Марьяна Безруких, Виктория Юркевич, Ирина Млодик.
Занятия помогут справиться с возрастными кризисами
Родители-неофиты чувствуют себя в воспитании детей менее уверенно, чем родители с опытом. Поэтому чем старше ребенок, тем меньше востребованы у родителей школы мам и пап. Дети, чьи родители хотели бы посещать занятия, в среднем почти на год младше тех, чьи родители не планируют ходить на курсы: им 5,2 года и 6 лет соответственно.
Среди мам дошколят, уже посещавших родительские курсы, выше доля тех, кто хотел бы посетить занятия снова, чем среди матерей детей постарше: 82% и 73% соответственно.
Семьи, где есть младенец, должны быть особенно заинтересованы в занятиях. Ведь опыта воспитания детей у них нет. Однако у родителей грудничков просто нет времени на посещение курсов: они поглощены хлопотами по уходу за ребенком. Скорее всего, они посещают тренинги еще до рождения малыша или советуются с родственниками. Наиболее представительная аудитория родительских курсов — семьи с детьми от года до двенадцати лет. Именно она и была опрошена.
При этом родители дошколят чаще выражают желание поучиться. В пять-шесть лет, накануне школы, у детей бывают возрастные кризисы, с которыми близкие должны уметь справляться. Кроме того, у взрослых уже есть время для посещения курсов, ведь малыш уже может провести время с бабушкой или няней.
Образованные родители больше интересуются курсами
Для родителей, которые ранее не ходили на занятия, исследователи выявили любопытную закономерность. Чем больше книг в домашней библиотеке таких матерей и отцов, тем выше их потребность в курсах.
Число книг в доме — один из традиционных показателей уровня культурных запросов семьи. Два других показателя — частота походов в музеи, на выставки и в театр, а также чтение на иностранном языке. Чем выше значения этих трех переменных, тем больше вероятность того, что мама или папа посещали занятия для родителей. Иными словами, у семей с высокими культурными запросами больше выражен интерес к экспертным знаниям по родительству.
Возможно, это связано с тем, что образованные матери и отцы в принципе более требовательно относятся к своим родительским компетенциям. Им хочется воспитывать детей грамотно, располагать всей необходимой информацией. Они в целом проявляют большую активность в этой области.
Полученные результаты, по мнению исследователей, также говорят о социальном неравенстве. Образованные и состоятельные семьи имеют больше возможностей посещать родительские курсы. Они лучше ориентируются в источниках информации и качестве занятий. Тренинги им вполне по карману. Этих преимуществ лишены низкодоходные семьи с невысоким уровнем образования. Однако они, как правило, меньше внимания уделяют собственным родительским навыкам.
Анкетный опрос родителей проводился в июле 2016 года в разных городах России. Выборка составила свыше двух тысяч человек, из них 1033 матери и 1014 отцов. Доля респондентов из Москвы — около 10%, доля опрошенных из других городов-миллионников — 15%. Оставшиеся 75% — жители средних и малых городов.
Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут.
"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Аспирантская школа по образованию - вторая волна приема документов с 1 августа по 15 сентября 2017г.
Вопилова Ирина Евгеньевна
Сивак Елизавета Викторовна