• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Родители активно занимаются самообразованием

Современные мамы и папы хотят быть компетентными воспитателями.

Родители активно занимаются самообразованием

 АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:  

Елизавета Сивак, младший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ.
Яна Козьмина, младший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ.
Катерина Поливанова, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.
Ирина Вопилова, аналитик Института образования НИУ ВШЭ.

Понятия о грамотном воспитании сегодня предельно размыты. Со всех сторон на матерей и отцов сыплются противоречивые советы — от родственников, «из телевизора», с детской площадки. «Воспитывайте индивидуалистов», — увещевают одни. Другие им возражают: «Ребенок должен уметь заботиться о других». Эта разноголосица дезориентирует родителей, часть из них идут в школы мам и пап, кто-то выбирает разовые тренинги по воспитанию, а кто-то становится завсегдатаем интернет-форумов.

В экспертном знании чаще заинтересованы образованные родители, установила Катерина Поливанова и ее коллеги. Курсы и тренинги для родителей также наиболее востребованы теми, кто уже начал изучать разнообразные материалы о воспитании детей (статьи, видео, телепередачи, блоги и пр.).

Эти результаты получены в ходе исследовательского проекта «Современное родительство», который стал частью комплексного междисциплинарного исследования Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ.

Почему родители хотят за парту

На хороших курсах для мам и пап не только дают знания, но и работают с личностью родителя. Матери и отцы должны уметь самостоятельно принимать решения и ориентироваться в проблемах. В идеале им нужно прийти  к «родительской самоэффективности» — ощутить себя уверенными и компетентными воспитателями, отмечают исследователи.

Занятия по воспитанию и развитию ребенка хотели бы посещать больше половины опрошенных родителей, выяснили исследователи. Доля матерей, заинтересованных в таких уроках, значимо выше, чем доля отцов: 64% против 47%. Среди матерей больше, чем среди отцов, доля тех, кто уже когда-либо посещал занятия для родителей: 36% против 11%.

Мамы и папы обучаются на спецкурсах:

  • чтобы действовать грамотно, узнать варианты решения тех или иных задач;
  • чтобы располагать полной информации;
  • под воздействием родительского сообщества, «тусовки заинтересованных».

 Учиться стремятся те, кто уже в теме

Родительские учебные программы разнообразны. Есть индивидуальные, групповые, в интернете и за партой. Аудитория тренингов пестра: есть занятия для представителей различных этнических групп, для родителей, переживших развод и имеющих детей с различными заболеваниями. Признаки качественных программ — ясная теоретическая база, четкие цели и столь же определенный круг решаемых проблем. Для простых задач годятся короткие программы, а серьезные проблемы требуют более продолжительных занятий.

Доля тех, кто интересуется занятиями, связана с числом вопросов по развитию ребенка, которые возникали у опрошенных в течение последнего года. «Среднее число вопросов про образование среди тех, кто хотел бы посещать занятия, составляет 2,8 по сравнению с 2,2 среди остальных родителей, — уточняет Елизавета Сивак. — Среднее число вопросов про воспитание в этих группах также различается — 2,5 против 2».

При этом потенциальных слушателей курсов и тренингов больше среди родителей, которые уже пользуется какими-либо источниками информации о детях. Вот несколько фактов о тех, кто хотел бы ходить на уроки для родителей:

  • около трети из них уже имели опыт посещения таких занятий;
  • у потенциальной аудитории курсов в среднем больше книг о воспитании и уходе за детьми;
  • среди тех, кто подписан на форумы или сообщества родителей в интернете, 28% ответили, что определенно хотели бы посещать образовательные курсы. Среди тех, кто не подписан, таких ответов вдвое меньше;
  • родители, которые заинтересованы в занятиях, чаще обсуждали вопросы о ребенке с воспитателями, учителями, врачами в интернете. Они чаще читали книги, статьи и смотрели телепередачи о воспитании, развитии и уходе за ребенком.

Среди авторов работ, часто обсуждаемых в соцсетях, лидируют Юлия Гиппенрейтер, Людмила Петрановская, Катерина Поливанова, Анна Варга, Марина Аромштам, Анна Быкова, Евгений Комаровский, Марьяна Безруких, Виктория Юркевич, Ирина Млодик.

Занятия помогут справиться с возрастными кризисами

Родители-неофиты чувствуют себя в воспитании детей менее уверенно, чем родители с опытом. Поэтому чем старше ребенок, тем меньше востребованы у родителей школы мам и пап. Дети, чьи родители хотели бы посещать занятия, в среднем почти на год младше тех, чьи родители не планируют ходить на курсы: им 5,2 года и 6 лет соответственно.


Среди мам дошколят, уже посещавших родительские курсы, выше доля тех, кто хотел бы посетить занятия снова, чем среди матерей детей постарше: 82% и 73% соответственно.

Семьи, где есть младенец, должны быть особенно заинтересованы в занятиях. Ведь опыта воспитания детей у них нет. Однако у родителей грудничков просто нет времени на посещение курсов: они поглощены хлопотами по уходу за ребенком. Скорее всего, они посещают тренинги еще до рождения малыша или советуются с родственниками. Наиболее представительная аудитория родительских курсов — семьи с детьми от года до двенадцати лет. Именно она и была опрошена.

При этом родители дошколят чаще выражают желание поучиться. В пять-шесть лет, накануне школы, у детей бывают возрастные кризисы, с которыми близкие должны уметь справляться. Кроме того, у взрослых уже есть время для посещения курсов, ведь малыш уже может провести время с бабушкой или няней.

Образованные родители больше интересуются курсами

Для родителей, которые ранее не ходили на занятия, исследователи выявили любопытную закономерность. Чем больше книг в домашней библиотеке таких матерей и отцов, тем выше их потребность в курсах.

Число книг в доме — один из традиционных показателей уровня культурных запросов семьи. Два других показателя — частота походов в музеи, на выставки и в театр, а также чтение на иностранном языке. Чем выше значения этих трех переменных, тем больше вероятность того, что мама или папа посещали занятия для родителей. Иными словами, у семей с высокими культурными запросами больше выражен интерес к экспертным знаниям по родительству.

Возможно, это связано с тем, что образованные матери и отцы в принципе более требовательно относятся к своим родительским компетенциям. Им хочется воспитывать детей грамотно, располагать всей необходимой информацией. Они в целом проявляют большую активность в этой области.

Полученные результаты, по мнению исследователей, также говорят о социальном неравенстве. Образованные и состоятельные семьи имеют больше возможностей посещать родительские курсы. Они лучше ориентируются в источниках информации и качестве занятий. Тренинги им вполне по карману. Этих преимуществ лишены низкодоходные семьи с невысоким уровнем образования. Однако они, как правило,  меньше внимания уделяют собственным родительским навыкам.

Анкетный опрос родителей проводился в июле 2016 года в разных городах России. Выборка составила свыше двух тысяч человек, из них 1033 матери и 1014 отцов. Доля респондентов из Москвы — около 10%, доля опрошенных из других городов-миллионников — 15%. Оставшиеся 75% — жители средних и малых городов.


Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут

"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.

Аспирантская школа по образованию - вторая волна приема документов с 1 августа по 15 сентября 2017г.