• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Какой детский сад лучше готовит к школе

Первоклассник быстрее привыкает к школе, если в детском саду его научили правильно общаться с людьми и быть самостоятельным.

Какой детский сад лучше готовит к школе

АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:

Анастасия Нисская, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.

Для детей хорош тот детский сад, в котором поощряют общение, учат взаимному уважению и независимости. В этом случае ребенок получает ценнейший жизненный опыт. Он умеет справляться со своими проблемами самостоятельно и готов к партнерскому общению со сверстниками и учителями. Такой первоклассник лучше готов к школе и быстрее вливается в учебу, отметила Анастасия Нисская в статье «Дошкольная образовательная среда как условие эффективного перехода к обучению в школе».

Задачки для первоклассника

Успех адаптации к школе во многом зависит от детского сада, в который ходил ребенок. Особенно важен психологический климат, стиль общения между детьми и взрослыми: умеют ли воспитатели услышать ребят, проявляют ли к ним уважение, сочувствуют ли, помогают ли детям понять друг друга. Все это сказывается на развитии «социального интеллекта» — умения общаться с людьми и выстраивать взаимоотношения. Если ребенок имеет такие навыки, ему будет проще в школе. Он быстрее воспримет ее как безопасную, комфортную и приятную среду.

Обучение детей общению и самостоятельности, возможно, не менее важно, чем пошаговый «инструктаж» в разных действиях, считает Анастасия Нисская. Если постоянно «предписывать» ребенку алгоритм поведения, он едва ли станет самостоятельным. Между тем, школьная жизнь требует умения принимать самостоятельные решения. В том числе — в общении, которое у первоклассника оказывается более насыщенным и разнообразным, чем у дошколенка.

В школе нужно уметь «по-взрослому» общаться с учителем и одноклассниками. Надо уважать их мнение, но при этом не забывать и о собственных интересах и убеждениях. Важно также умение оценивать себя со стороны и достойно выходить из конфликта. В школе учатся очень разные ребята, и не со всеми легко найти общий язык. Если ребенок умеет решать эти коммуникативные задачи, ему будет проще учиться.

Облегчает переход к школе и организованность ребенка, навыки саморегуляции. Учеба — это ежедневный обязательный труд, и здесь нужна самодисциплина. Окружающие нередко оценивают первоклассника по его умению организовать себя и сосредоточиться.

Среда способствует самостоятельности

Исследователь изучила, в какой среде лучше всего формируются важные для первоклассника навыки — умение общаться, самостоятельность, организованность и пр. Важно было понять, какие условия помогают ребенку стать независимым.

Учителей первоклассников просили оценить, насколько дети самостоятельны, уверены в себе, сосредоточены во время занятий, как ведут себя с ровесниками. Дошкольная среда изучалась с точки зрения бытовых условий, занятий и стиля общения в коллективе*. Затем исследователь смотрела, как связаны между собой навыки школьников и их образ жизни в детском саду.

Лучше всего к школе были готовы те дети, педагоги которых уделяли много внимания правильному общению, рассказала Анастасия Нисская. Такие воспитатели поощряли контакты между ребятами, чутко и уважительно относились к их чувствам, не допускали унижений и помогали детям самостоятельно решать конфликты.

В хороших детсадах педагоги, с одной стороны, прислушивались к ребенку, были готовы ответить на любой его вопрос, направить мысли и действия малыша в нужную сторону (поощряли положительное поведение). С другой стороны, они терпеливо учили детей размышлять и принимать самостоятельные решения. Показательно, например, что такие воспитатели давали дошколятам достаточно времени на обдумывание ответов. Таким образом, складывалось партнерское общение. Ребенок и взрослый говорили на равных. Кроме того, дети получали опыт доброго и конструктивного общения друг с другом.

«Если ребенок растет в доброжелательной среде и включен в равноправные отношения с другими детьми и взрослыми, то он в большей степени становится автором своих поступков, — комментирует результаты работы Анастасия Нисская. — Он знаком с гибкостью правил, разнообразием «правильных ответов», понимает свое право на ошибку, хочет и не боится пробовать».

Среда, поддерживающая общение, через педагога дает ребенку понять, что его суждения значимы и весомы, продолжает исследователь. Его действия происходят не в «лабораторных» условиях урока, а в реальной повседневной жизни. Они тоже имеют значение, затрагивают других людей. Погруженность в такую среду дает долгий эффект, который распространяется и на адаптацию к школе, резюмирует Нисская.

Детям нужен гибкий распорядок дня


Расписание в детском саду тоже влияло на самостоятельность ребят. Ее поддерживала такая среда, в которой:

  • есть баланс между жесткостью и гибкостью режима дня;
  • переход между разными видами деятельности — плавный и понятный;
  • значительная часть дня посвящена играм.

Важно, чтобы расписание подстраивалось под потребности ребят и под их индивидуальный темп — например, выполнения заданий. Так дети чувствуют себя комфортнее и спокойнее. Кроме того, это проявление уважения к ним.

Таким образом, к школе быстрее привыкают те дети, которые находились в детском саду в гибкой и доброжелательной среде, где ребята и взрослые общались уважительно, на равных.

В исследовании приняли участие дошкольники и первоклассники трех территориальных образовательных комплексов Москвы (двух гимназий и одной школы с углубленным изучением английского языка). Было обследовано 12 первых классов и 6 подготовительных групп детсада и, соответственно, опрошены педагоги этих классов и групп. Выборка первоклассников составила 314 человек.

*В дошкольной среде были выделены такие характеристики, как: гигиена (питание, здоровье, сон и пр.), язык и общение (книги и картинки для развития речи, способы поощрения детей к диалогу и пр.), занятия (счет, знакомство с искусством, исследования природы и пр.), взаимодействие (стиль общения персонала с детьми, а также ребят между собой) и структура программы (распорядок дня, время для свободной игры и работы в группе и пр.). 

 


Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут

"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.

Аспирантская школа по образованию - вторая волна приема документов с 1 августа по 15 сентября 2017г.