• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Как использовать образовательные стандарты?

16–18 февраля 2017 г. эксперты Института образования НИУ ВШЭ приняли участие в работе XIV международной конференции «Тенденции развития образования». Темой этого года было обсуждение проблемы использования и оценки образовательных стандартов. На конференции присутствовали педагоги, руководители учебных заведений и другие представители сферы образования.

В работе многочисленных пленарных заседаний и круглых столов были представлены доклады различных представителей Института образования НИУ ВШЭ.
К примеру, Александр Беликов, эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, выступил с докладом «Анализ региональных ситуаций в сфере дополнительного образования детей: подходы к типологии».

В докладе был представлен анализ российских регионов, в которых охват детей, обучающихся по школьным и внешкольным образовательным программам, значительно превышает среднероссийский уровень. К таким регионам относятся, например, Кировская и Тюменская области, где дополнительные образовательные программы являются региональным приоритетом. Рассматривались и те регионы, в которых есть проблемы с инфраструктурой, а также национальные республики, в которых присутствует большая демографическая нагрузка.

Во время изучения данной типологии исследователи пришли к выводу, что уровень охвата школьников дополнительным образованием напрямую связан с уровнем урбанизации региона и покупательской способностью населения. Но точного подтверждения данной гипотезы еще нет.

Вторая типология коснулась направленности дополнительных образовательных программ. В среднем по России 40% организаций дополнительного образования ориентированы на художественное образование, еще 30% – на спорт. В докладе было отмечено, что лишь 2% детей, получивших дополнительное образование в художественных организациях, впоследствии становятся музыкантами и актерами.  

Пленарное заседание второго дня конференции началось с выступления директора Центра развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ Павла Сергоманова.
Темой его доклада был Приказ об утверждении нового профессионального стандарта для педагогов во второй его редакции. Он рассказал о четком разделении функций учителя, методиста и наставника и выделении основных обязанностей, навыков и знаний, необходимых для этих профессий. По мнению Павла Аркадьевича, именно это станет залогом эффективной работы педагогов в России. Также для нее важно правильное соотношение должностей, общих трудовых функций и образовательного ценза.

Ключевая проблема, выделенная Павлом Сергомановым, – это проблема соответствия преподавателей образовательным стандартам и грамотная оценка этого соответствия. Докладчик отметил, что изменения должны быть проведены с двух сторон: и в процедуре оценки, и в профессиональных стандартах.

Эксперты Института образования ВШЭ представили множество других докладов на пленарных заседаниях, участвовали в работе круглых столов. Интересными были и выступления зарубежных гостей конференции.
Майкл Уотерс из Англии представил на пленуме свой доклад «Профессиональные стандарты для преподавателей и руководителей в Великобритании, Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии и составил для каждой части государства свой план развития образования. Автор сделал акцент на том, что стандарты должны быть индивидуальны и не должны сковывать педагогов в самореализации.

Сергий Габрчек из Словении с проектом «Определение профессиональных компетенций учителя» также вызвал большой интерес у присутствующих. Итогом его выступления стал вывод о том, что внимание должно быть акцентировано на компетенции преподавателя в разных сферах: лидерство, сотрудничество, профессиональное развитие, креативность и руководство. Автор подчеркнул важность независимости образования в Словении и личные качества, необходимые для профессии педагога.

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования ВШЭ Виктор Болотов подвел итоги конференции.

 

Принципиально новых сюжетов в этом году я не увидел, но дискуссия показала отсутствие общего тезауруса. Никого не оставил равнодушным вопрос о стандарте. Россия не гомогенна, и один стандарт для всех – это в некотором плане утопия.

В ходе конференции стало ясно, что нам нужны регламенты – например, для использовании гаджетов в образовательном процессе. Не запреты, а именно регламенты, как их использовать. Эти регламенты нужны не только школьникам, но и учителям, школам.

В целом остается важной тема оценки, оценочных процедур и вопрос компетенций XXI века – как и что оценивать, и все ли можно оценить? Возможно, нужно оценивать не достижения ребенка, а среду, в которой он находится. Поэтому тема оценки, которая была обозначена как возможная тема следующей конференции, – тоже для меня любопытный и правильный ход.

Болотов Виктор Александрович
Центр мониторинга качества образования: Научный руководитель