В каких областях учителя ощущают дефицит навыков?
Эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ выяснили, в каких направлениях работы учителям не хватает профессиональных компетенций.
Области, в которых учителя в своей работе отмечают нехватку профессиональных навыков для эффективной работы, в последние годы не меняются. Об этом свидетельствуют результаты опроса 2014 учителей в разных регионах России.
В числе основных недостающих компетенций в 2016/2017 учебном году, по мнению самих педагогов, навыки работы с учащимися, имеющими проблемы в поведении (22%), методы обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (18%) и навыки в области компьютерных и информационных технологий (15%).
Учителям необходимо владеть приёмами общения с детьми, трудно уживающимися в коллективе, социально не адаптированными. Учителю, работающему в инклюзивном классе, в школе, оборудованной пандусами, необходимо знать, как организовать совместную работу всех учеников, включая тех, кто не может перемещаться без посторонней помощи. И даже если педагог уверенно владеет информационно-компьютерными технологиями, он должен уметь так строить урок, чтобы ученики использовали эти технологии при выполнении заданий, проведении проектов и исследований.
Некоторые учителя хотели бы также обучиться и методикам работы с одаренными учащимися (14%). Вместе с тем, 30% учителей не видят дефицитов, выбирая ответ «всего достаточно».
При этом не изменились и наиболее популярные формы повышения квалификации и профессионального развития учителей. Большую часть составляют курсы повышения квалификации в учреждениях ДПО – 79%, на рабочем месте – 58%, в вузах – 26%.
Такие данные были получены путем опроса учителей в рамках мониторинга экономики образования в 2016 году. Мониторинг проводился экспертами Института образования НИУ ВШЭ.
Подробнее об этом исследовании – в материале газеты «Известия».
*****
С 1 марта по 30 мая 2017 г. - предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.
Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Центр социально-экономического развития школы: Директор центра