• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Будущее – за исследовательской магистратурой

Благодаря Центру международной мобильности ВШЭ у студентов Института образования есть возможность пройти обучение в престижных мировых университетах. Магистрантка 2 курса «Доказательной образовательной политики» Влада Уткина весь второй семестр текущего учебного года проводит в университете Radboud в Нидерландах. Влада делится впечатлениями от учебы по программе академического обмена и рассказывает об открытиях, произошедших во время встречи с другой культурой.

Университет

В феврале этого года ежегодный голландский информационный справочник по вузам Keuzegids Universiteiten признал в очередной раз университет Radboud лучшим традиционным университетом в Нидерландах. Вот уже шесть лет подряд Radboud входит в топ данного справочника, на этот раз он победил в номинации «магистерские программы». По этому случаю на прошедшей неделе студентов угощали капкейками. Стоит отметить: сами голландцы подшучивают над тем, что в Нидерландах нужно платить буквально за все, начиная от кипятка в студенческой столовой и заканчивая платной печатью для приглашенных преподавателей. Поэтому неожиданному угощению студенты были очень рады. А я, конечно, скучаю по пирожкам на еженедельных семинарах Института образования!

Недавно состоялось еще более значительное мероприятие – день открытых дверей англоязычных магистерских программ университета. Radboud гордится своей «интернациональностью». Он действительно открыт для иностранных студентов, и большое количество англоязычных магистерских программ является тому подтверждением. Однако стоит отметить, что на первый взгляд университет кажется более доступным, чем он есть на самом деле. Когда начинаешь учиться и искать более частную информацию – на сайте, в библиотеке, на территории кампуса – обнаруживаешь, что большинство сведений представлено только на нидерландском.

День открытых дверей прошел с размахом, я посетила презентацию магистерской программы, наиболее похожей на «Доказательную образовательную политику», и сравнила особенности обучения.

 Наконец-то нашла ответ на вопрос, почему именно за исследовательскими магистерскими программами будущее. Вывод оказался очень простым: исследовательские магистерские программы обладают большей междисциплинарностью, на них студенты учатся анализу и проведению собственного исследования, обязательно предполагается работа с данными. Я почувствовала гордость за родную программу в Институте образования, где все вышеперечисленное не в новинку, а работает на самом высоком уровне. Когда смотришь отстраненно, то многое начинаешь лучше понимать и еще больше ценить.

Оказалось, очень полезно услышать впечатления выпускников исследовательской магистратуры, окончивших программу 3-4 года назад. Они объяснили, что комплексный подход к решению проблемы очень помогает им в работе. Многие отметили приобретенное за время учебы умение осваивать новое в сжатые сроки. Данный навык считается важным в быстро меняющемся современном мире, он интересен для работодателей, но мало кто задумывается, что научиться этому можно только в процессе прохождения исследовательской, прикладной программы, где перед тобой постоянно возникают новые вызовы.

Стоит отметить, что на большинстве магистерских программ университета Radboud обучение длится год, тогда как на исследовательских – два года. Исследовательская магистратура предполагает наличие интереса у студентов к научной работе и рассматривается как подготовительный шаг к PhD, студенты на них в обязательном порядке пишут research proposal. К слову, диссертацию студенты могут писать на любом европейском языке в рамках страны/культуры изучения. Интересно, что по требованиям университета Radboud кандидат на некоторые программы PhD должен иметь степень именно исследовательской MA.

Учебный процесс

В Radboud я заметила более строгое отношение к дисциплине на парах: запрещено не только пользоваться мобильными телефонами, но даже держать их на столе во время занятий. Поэтому в перерыве все студенты сидят на своих местах, уткнувшись в телефоны. Наверное, очень скучают по любимым гаджетам!

Обязательной частью каждой презентации, подготовленной студентами, является дискуссия с одногруппниками. На мой взгляд, это очень помогает самим студентам и освобождает преподавателя от вопросов «в никуда». Дискуссию ведут твои же одногруппники, и не участвовать в ней будет плохим тоном – ведь на следующей паре на месте дискуссанта окажешься ты.

Самое популярное место на территории университета – это центральная библиотека. Голландские студенты предпочитают учиться именно здесь, она открыта практически ежедневно до 23:00. 

Здесь уютно, прекрасное освещение, есть небольшое кафе, много розеток, иногда они встроены даже в кресло и диваны. Студенты могут воспользоваться недорогой печатью (2,5 цента), для оплаты используется студенческий ID. Причем документ можно направить на печать из любого компьютерного класса или собственного компьютера и забрать в любом удобном корпусе. Есть возможность заказать место для групповой работы, а вопрос «Как пройти в библиотеку?» совсем не актуален, потому что пройти в нее можно из учебного корпуса, столовой и спортивного центра - все три здания соединены между собой, что очень удобно в дождливую погоду. Чтобы взять книгу, не нужно обращаться к библиотекарю: система выдачи книг автоматизирована. Но самое главное, что в библиотеку можно заходить с вещами и едой.

Как вы уже заметили, для учебы и работы созданы все условия. Мое любимое место для занятий – это ботанический сад внутри факультета социальных наук.


Курсы

Студенты, обучающиеся по обмену, могут выбрать практически все представленные курсы, – об участии в некоторых, не предназначенных для иностранных студентов, нужно договориться лично с преподавателем. Большинство идут навстречу, радуясь интересу к своему курсу. Также на некоторые очень популярные предметы существует конкурс, и необходимо написать мотивационное письмо.

Кроме этого, у студентов есть возможность поработать над исследовательским проектом, а именно присоединиться к исследовательской группе. Я участвую в группе, которая проводит исследование о том, как скорость печати на клавиатуре связана с успехами в письме на иностранном языке. Мне кажется, возможность работать в интернациональном коллективе и привнести частичку собственного решения проблемы очень расширяет горизонты.

Разумеется, преподаватели и исследователи Radboud открыты для консультаций, что позволяет получить разностороннюю обратную связь по поводу собственной исследовательской работы.

Инфраструктура

В университетский кампус входит все необходимое: общежития, спортивный центр, библиотеки, кафе, больница и, конечно, велопарковки. Хотелось бы отметить, что безопасности и комфорту движения здесь уделяется особое внимание, этой теме даже посвящены отдельные вопросы в студенческом опросе. Интересно, что участие в опросах и экспериментах в Radboud в большинстве случаев хорошо оплачивается (5 евро за опрос в течение 15 мин, 8-10 евро – за опрос от получаса до часа).



По фотографиям кажется, что жизнь на территории кампуса замерла, но вы просто не видели поток велосипедов в 4-5 рядов утром к первой паре.

На 20 этаже самого высокого здания в кампусе, Erasmus building, находится лаундж-зона, где можно позаниматься и даже разрешается положить ноги на перила, чтобы было удобнее работать за ноутбуком. Там же есть небольшой кухонный уголок, где можно попить кофе и перекусить. Кстати, в любое университетское здание вход свободный для всех. Это делает лаундж привлекательным и для туристов.


Всеми общежитиями университета занимается специальная организация, которая предлагает тебе несколько вариантов размещения перед приездом, исходя из твоих предпочтений и бюджета. Интересно, что на одном этаже могут оказаться вместе иностранные и местные студенты, а также студенты с разных ступеней обучения. Большинство моих соседей – из США, Англии и Бельгии.

Отдельно хочется написать про спортивный центр: кроме того, что он практически бесплатный для студентов, в нем можно заниматься 80 (!) разными видами спорта: от плавания до фехтования и конькобежного спорта. Можно назначать индивидуальные консультации и тренировки. Спортивный центр соединен с учебным корпусом и является наиболее посещаемым, по моим наблюдениям, местом после библиотеки.

 

*****


С 1 марта по 30 мая 2017 г. - предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.
Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.