• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проблематизируя неравенство: международная конференция по вопросам образования в Атланте

В начале марта в городе Атланта проходила ежегодная международная конференция «Comparative and International Education Society Annual Conference 2017». В ней принял участие старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Павел Сорокин.

Данная конференция является одним из основных научных форумов в мире для широкого обсуждения проблем образования среди, прежде всего, ученых и исследователей, но также с привлечением участников со стороны практической политики.

Показательно, что ключевая тема конференции в этом году была заявлена в формулировке «Проблематизируя неравенство» («Problematizing Inequality»). В сущности, вопросы неравенства (и связанная с ними тематика социальной мобильности) лежат в центре системы образования как элемента общества современного типа. Именно проблема обеспечения более или менее равных стартовых жизненных возможностей через образование — ключевая для устойчивости современных обществ.

Конференция проходила в Атланте — городе, в котором социальное неравенство ощущается сильнее, чем в других городах США, в которых мне приводилось бывать прежде. Вопросы расового неравенства — основные, но ими дело не ограничивается.

Мой доклад «Стало ли образование в пост-советских странах более инклюзивным? Проблематизация неравенств и позитивной дискриминации через историческую и сравнительную перспективу» проходил на сессии под названием «Факторы включения и исключения из системы образования». На этой сессии обсуждались, в основном, вопросы инклюзии и инклюзивного образования — то есть проблемы «включения» каждого человека в образовательный процесс, обеспечения равного для всех доступа к стартовым условиям вне зависимости от пола, расы, особенностей развития и других факторов.

С этой точки зрения наиболее резонансным из теоретических тезисов, выдвинутых мною в своем докладе, стал тезис о том, что включенность в образование — недостаточное условие для решения проблемы социальной мобильности. Необходимо не просто быть включенным в образование, но иметь реальные шансы на успех в этом конкурентном процессе (ведь это именно конкуренция — учащиеся получают оценки и в зависимости от своих результатов, выстраивают все свои дальнейшие образовательные и карьерные траектории).

Эмпирическая часть моего доклада была сосредоточена на анализе постсоветского пространства с точки зрения инклюзивности — как не просто включенности в образование, но включенности, поддержанной реальными механизмами социальной мобильности.

Я очень благодарен студентке первого курса образовательной программы «Политология» (бакалавриат), Анастасии Зыковой за помощь в подготовке доклада.


Павел Сорокин,
старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования ВШЭ,
старший преподаватель кафедры общей социологии