• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Кейсы: новый подход к исследовательской деятельности


В рамках постоянного семинара Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» 14 марта состоялась дискуссия на тему: «Обучение через исследование и разработку интеллектуальных продуктов». Авторы доклада, академический руководитель магистерской программы «Управление в высшем образовании» НИУ ВШЭ 
Кирилл Зиньковский и доцент кафедры менеджмента инноваций Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Евгений Савеленок, представили метод разработки кейса как альтернативный подход к исследовательской деятельности студентов магистерской программы «Управление в высшем образовании».


Сase-study – это метод обучения, основанный на практической разработке ситуаций и решении конкретных задач. Основы нового способа обучения заложил Христофор Колумб Лэнгделл в 1870 году. Будучи деканом школы права в Гарвардском университете, он изучил все известные судебные решения и собрал их в качестве образцов для первого в мире кейсбука.

В 1920 году метод case-study окончательно утвердился в Гарвардской школе бизнеса. В российском опыте преподавания этот метод используется с 90-х годов, но в основном только в части решения кейсов. Другая его часть, связанная с исследованием организаций и написанием кейсов, используется в обучении достаточно редко. Участие в таком исследовании, в ходе которого студенты встречаются с руководителями и стейкхолдерами организаций, совместно с экспертами обсуждают выявленные проблемы, вызывает у студентов большую заинтересованность по сравнению с традиционным индивидуальным исследованием. Подробно об этом на семинаре рассказали Кирилл Зиньковский и Евгений Савеленок. Они подняли вопрос необходимого расширения видов научно-исследовательской деятельности в магистерских программах. Чем обусловлено данное предложение?

Неэффективное обучение

Исходя из статистики, которую представил Кирилл Зиньковский, видно, что студенты в качестве выпускной квалификационной работы (ВКР) чаще всего выбирают схему «обзор + отчет». Из-за узкого выбора форматов ВКР и «академической привычки» такая форма становится наиболее частой. На выходе научный руководитель и рецензент получают 80-тистраничный трудночитаемый текст, который не имеет практического применения и подавляет другую форму отчетности – научные публикации. «Логично было бы, чтобы именно публикация являлась конечным результатом исследовательской ВКР. И вместо «обзор + отчет» можно было бы предъявлять для защиты статью. Тогда бы только она и нужна была!» – подчеркнул Зиньковский.

Очередь на отчисление

Ключевой момент для переосмысления идеальной модели ВКР наступил во время обучения когорты студентов 2013 года набора. Отсев когорты к защите ВКР составил более 40%. Этот случай подтолкнул преподавателей программы к обсуждению ситуации с самими студентами: необходимо было решать проблему массового отчисления. В результате обсуждения проблемы со студентами был сделан вывод, что студенты готовы инвестировать в обучение свое время, если они смогут делать на программе вещи, которые считают ценными и значимыми для себя. Однако вопрос осложняется разнородностью интересов студентов: кто-то предпочитает получить результат в виде научной статьи, кто-то в виде конкретного инструмента или плана, который можно было предъявить работодателю, кто-то в виде кейса, который продемонстрировал бы уровень понимания конкретных управленческих проблем. Тогда Институт образования поручил Кириллу Зиньковскому и группе экспертов разработать положение о разных типах выпускных квалификационных работ. В результате появилась ВКР проектного типа и ВКР в виде кейса  как разновидность исследовательской работы. По мнению руководителя программы, именно эти изменения позволили существенно снизить отсев студентов на программе «Управление в высшем образовании». 

 Мы столкнулись с тем, что студентам интересны разные виды деятельности, которая является по сути научной – это раз. Во-вторых, студентам интересно не просто решать чужие задачи. Им интересно их разрабатывать: описывать сложные проблемные ситуации и в живом полевом исследовании докапываться до корней проблемы.

Зиньковский Кирилл Викторович
Департамент образовательных программ: Доцент

 

Нереализованный творческий потенциал

«Цель исследовательского кейса – понимание нового опыта, уникальной практики, механизма работы «черного ящика». Не менее 50% студентов программы интересует разработка кейсов, как способ создания интеллектуального продукта и вид научно-исследовательской деятельности, – констатировал Зиньковский, – В случае свободного выбора результата и направления деятельности выпускной квалификационной работы мы усиливаем мотивацию студентов, и это позволяет нам повышать качество научно-исследовательской деятельности». Соавтор доклада Евгений Савеленок заметил: «Студенты программы стали «видеть» свои университеты, предлагать свое описание, свои импровизации на тему кейсов. Возникла идея предложить студентам описать свои университеты. Изучение и разработка кейсов послужили хорошим толчком к усилению интереса студентов к программе, это было заметно. Появился элемент игры». При таком виде исследовательской деятельности студенты могут по-настоящему проявить себя и делать нестандартные ходы.

Важная особенность метода case study в программе состоит в том, что он используется не столько для тренировки и оценки умения решать управленческие ситуации, как это делается в классических МВА-программах, сколько для исследования проблем управления вузами и представления результатов профессиональному сообществу.

Первый сборник кейсов «Кейсы российских университетов» уже опубликован. Его авторами стали 35 студентов магистерской программы «Управление в высшем образовании» Института образования НИУ ВШЭ.

Видеозапись семинара от 14 марта можно полностью посмотреть на YouTube-канале Института образования.


*****


С 1 марта по 30 мая 2017 г. - предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.
Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.