• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Конференция CIES 2017 в Атланте

В начале марта сотрудники Института образования НИУ ВШЭ приняли участие в работе международной конференции «Comparative and International Education Society Annual Conference 2017», проходившей в Атланте. С докладами выступили научный руководитель Института образования Исак Фрумин, научный сотрудник Олег Лешуков, доцент Департамента образовательных программ Елена Минина, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Павел Сорокин, научный сотрудник Зумрад Катаева, а также ряд сотрудников Международной лаборатории анализа образовательной политики: Мартин Карной, Татьяна Хавенсон, Андрей Захаров.

Широкое представительство исследователей на этой конференции позволяет понять, какие процессы запускаются в развитии высшего образования по всему миру, увидеть, какие вопросы интересуют ученых, управленцев и общественность в области образовательных результатов и эффектов.

В докладе, подготовленном Олегом Лешуковым и Исаком Фруминым, были представлены результаты международного сравнительного исследования, инициированного Институтом образования НИУ ВШЭ – Higher education and federalism: comparative study. Авторы рассказали о кейсе развития федерально-региональных отношений в высшем образовании в России. Во второй части выступления было продемонстрировано сравнительное положение российской модели в сравнении с 8 крупными федеративными государствами (Австралия, Бразилия, США, Канада и т.д.). Доклад вызвал живой интерес среди участников сессии: развернулась дискуссия о факторах и источниках легитимизации влияния федеральных и региональных органов при развитии высшего образования.

Сотрудники Международной лаборатории образовательной политики выступили на общей сессии «Education and equity issues in life-course transitions in Russia». Общей нитью всех докладов лаборатории было то, каким образом внутри системы образования воспроизводится социальное неравенство. Заведующий лабораторией Андрей Захаров в докладе под названием «Principals’ and teachers’ views of a role and effectiveness of their schools. Comparison of schools located in different social contexts» рассказывал о результатах качественного исследования, проведенного в 30 школах разных регионов России. Исследование было посвящено тому, как директора школ видят миссию школы, на что делают упор: образовательную составляющую или воспитание, – а также на какое будущее они нацеливают учеников. В докладе научного сотрудника лаборатории Татьяны Хавенсон «Educational inequality in Russia. The role of socio-economic status and academic achievements» рассказывалось о том, как ученики средней школы и выпускники выбирают свою дальнейшую образовательную траекторию в зависимости от социально-экономического положения семьи и успеваемости. В работе производилось наблюдение за выбором учеников в трех точках: между обучением в школе и профессиональным образованием после 9 класса; между поступлением в вуз и профобразованием после 11 класса; между селективным и неселективным вузом при поступлении. Научный руководитель лаборатории Мартин Карной выступил с докладом «Education, agency and labor market mobility in a transitional economy», посвященным оценке премии от образования – поиску ответов на вопрос, какие выгоды можно получить от того, что тратишь ресурсы на более высокий уровень образования. 

По словам Андрея Захарова, конференция дает хорошие шансы познакомиться с исследователями, занимающимися схожей проблематикой. Сотрудники Института образования выступают на ней третий год и уже начали сотрудничать с университетом Пенсильвании: еще один доклад Татьяны Хавенсон на тему «The Role of Human and Cultural Capital, and School Environment in Student Achievement in Russia» был сделан в соавторстве с исследователями этиго университета. Кроме того, несмотря на то, что конференция проходит в США, она является хорошей площадкой для общения с коллегами из постсоветского пространства, поскольку у российских исследователей схожий с ними бэкграунд и схожие проблемы.

Интересной была и культурная программа конференции. Своими впечатлениями делится Елена Минина: «Больше всего меня впечатлила прогулка по штаб-квартире CNN – крупнейшего новостного кабельного телеканала. За 15 долларов можно подняться по самому длинному свободностоящему эскалатору мира, являющемуся частью структуры здания, заглянуть в студии, из которых проходит телевещание, и даже самому попасть в камеру прямого эфира.  Говорят, что некоторым счастливчикам удается увидеть звезд прямого вещания – Андерсона Купера или Джейка Таппера».