• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конкурс инноваций в образовании начинает прием заявок в четвертый раз

С 1 апреля до 15 мая продлится прием заявок на Конкурс инноваций в образовании (КИвО), который проводится Институтом образования ВШЭ совместно с «Рыбаков Фондом» при поддержке Агентства стратегических инициатив. Победитель получит грант на поездку в любую страну для презентации проекта и поиска деловых партнеров.

Конкурс инноваций в образовании был придуман в Высшей школе экономики. Его основная задача — найти перспективные проекты в сфере образования, придуманные индивидуальными разработчиками или командами от 2 до 6 человек, выявить лучшие и дать им путевку в жизнь. Как правило, проекты, которые подают на конкурс, еще не «раскручены», но команда должна показать, что у нее есть нечто большее, чем абстрактная идея. С каждым годом количество заявок увеличивается примерно на сотню — в 2016 году было подано 749 проектов.

На заочном туре выбирают полуфиналистов, после чего их приглашают в Вышку на летнюю школу — так называемый акселератор, где они в течение нескольких дней представляют свои проекты экспертам от образования и бизнеса. Обычно в полуфинале отсеивается лишь несколько участников, а из оставшихся команд выбирают абсолютного победителя. Финал традиционно проходит осенью в рамках международной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch, победителя награждает замминистра образования и науки РФ.

«Мы вас научим и поддержим»

Отличие КИвО от множества конкурсов в образовании — детальная оценка проектов и рекомендации по их дальнейшему развитию. Задача жюри — не просто выявить лучших, но и помочь им доработать проекты, чтобы представить их потенциальным партнерам и инвесторам. Уже на этапе подачи заявок организаторы конкурса устраивают акселераторы — так называемые «Ясли КИвО», деловые игры, участники которых представляют свои проекты экспертам. В Москве деловая игра состоялась 29 марта, в апреле «Ясли КИвО» пройдут в Красноярске (18 апреля), Санкт-Петербурге (22 апреля) и Екатеринбурге (27 апреля). Поддержка не прекращается и после финала — многие участники в качестве приза получают консалтинговые услуги от компаний, представители которых входили в жюри.

На конкурсе обычно представлены разные уровни образования, от дошкольного до послевузовского, и широкий тематический спектр: методика преподавания, школьная архитектура, информационные технологии и другое. Среди конкурсантов — учителя и преподаватели вузов, студенты и школьники с родителями, предприниматели, решившие освоить сферу образования. При подаче заявки требуется указать, к экспертам каких специализацией проект должен попасть на рассмотрение, — например, по школьному образованию и IT. «Мы рекомендуем потенциальным участникам посмотреть список партнеров конкурса и определить, кто из них был бы вам полезен, — рекомендует директор КИвО Диана Королева. — Часто подают заявки те, кто далек от вопросов монетизации проекта, получения прибыли и совсем не знаком с терминологией бизнеса. Этого бояться не нужно, мы вас научим и поддержим».

«Нас хорошо «прокачали»

Абсолютные победители КИвО-2014, 2015 и 2016 — три совершенно разных проекта. В 2014 году победителем стал проект Дианы Колесниковой «Образ Жизни» по созданию детского каникулярного лагеря нового типа, в 2015 году — проект Айрата Багаутдинова «Москва глазами инженера», экскурсии и лекции по городской архитектуре, в 2016 году — проект «Язык поколений», в рамках которого российские пенсионеры по скайпу обучают русскому языку иностранных студентов. Когда авторы «Языка поколений» — два студента и один выпускник ВШЭ — подавали заявку на конкурс, проект только начинался, теперь же в нем задействованы более 50 пар — пенсионеры из разных регионов России и студенты преимущественно из стран Европы и Латинской Америки.

«Благодаря конкурсу мы получили не только тревел-грант, который, кстати, пока не успели использовать, но и экспертную, менторскую поддержку от компании Smart Design и «Рыбаков Фонда», — рассказывает Светлана Павшинцева, одна из авторов проекта. — Нас хорошо «прокачали», и мы стали смотреть на проект с разных точек зрения. С одной стороны, возможна его монетизация, но тогда уйдет социальная составляющая — сейчас он бесплатный для обеих сторон. В перспективе мы хотели бы сохранить сложившуюся практику общения пенсионеров и студентов, но в то же время развивать коммерческую составляющую, организуя курсы русского языка как иностранного с профессиональными преподавателями».
Дарья Абрамова, финалистка конкурса КИвО 2015, проект детской школы программирования и цифрового творчества «Кодабра»

Стимул к развитию и правильные связи

Большинство проектов, ставших финалистами КИвО, начинались как некоммерческие. Проект «Кодабра» (конкурс 2015 года) вырос из волонтерских курсов для школьников — Дарья Абрамова вместе с коллегой учила их разрабатывать компьютерные игры. «Мы просто приходили в школы и просили директоров разрешить нам позаниматься с детьми от 7 до 12 лет во второй половине дня, — вспоминает Дарья. — Денег за это не просили — казалось, что это очень стыдно, и нас пускали. Мы увидели, как сильно вдохновляются дети, когда создают свои игры».

Сегодня «Кодабра» — это успешный бизнес, школы детского цифрового творчества работают в Москве и Санкт-Петербурге, еще в нескольких городах есть волонтеры, которых обучили по скайпу. Авторы проекта научились искать помещения, рекламировать и «продавать» свой «продукт» (оказалось, что особенно велик спрос на воркшопы, где дети создают компьютерные игры вместе с родителями), разработали разные программы по обучению программированию. Ежемесячная выручка составляет более 3,5 млн. рублей, и родители учеников удивляются, что компьютер может приносить их детям пользу. Задача «Кодабры» на перспективу — стать лидером в сфере детского технического образования.

Роль КИвО в развитии своих проектов финалисты конкурса разных лет обычно оценивают как ускоритель — стимул к дальнейшему развитию, а также как возможность общения с широким кругом экспертов — как менторов с большим опытом, так и стартаперов, которым интересно узнать об опыте себе подобных. «Для проектов, которые только начинаются, КИвО — это возможность самоопределения, а для уже состоявшихся — «правильные» связи, — считает Вадим Ковалев, автор электронной школы «Знаника», финалист 2014 года. — Рассказать о себе, получить советы, познакомиться с интересными людьми — все это позволяет оценить свой проект в сравнении с другими игроками рынка, понять его преимущества и недостатки. Я до сих пор общаюсь с теми, кто участвовал в конкурсе три года назад, всегда могу позвонить, например, знакомому директору школы и узнать мнение о  наших новинках».

«Первый раз я был в жюри КИвО в 2015 году — мне понравилось, что здесь столько новых, свежих идей, — говорит директор по региональному развитию Центра экономической инфраструктуры Сергей Лозинский. — И хотя некоторые проекты казались наивными, видно было, что люди горят своими идеями. А в прошлом году уровень участников был гораздо выше, я много интересного здесь увидел в том числе для своей работы. Один из проектов, прошедших в финал, — «Барабук», сервис для запоминания информации с помощью мобильных устройств, я сопровождаю до сих пор».

 


Предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.

Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.
Аспирантская школа по образованию.