Задачи тьютора в магистерской программе «Доказательная образовательная политика»
Магистерская программа «Доказательная образовательная политика» требует высокой активности, вовлеченности студентов в учебную и исследовательскую деятельность. Справиться с организационными, психологическими и другими проблемами, возникающими у студентов, им помогает тьютор. Милана Радионовна Хачатурова рассказывает об особенностях тьюторской работы со студентами.
- Милана Радионовна, расскажите, кто такой тьютор? В чём состоят его задачи?
- Тьютор – это наставник. Его задача – всячески способствовать тому, чтобы образовательный процесс студента проходил максимально эффективно, без каких-либо сложностей и проблем. С научной точки зрения подход к тьюторству может быть разный. Есть тьюторство, больше ориентированное на карьерное, профессиональное образование студента. Это наставничество с точки зрения качественного выполнения письменных работ – прежде всего научно-исследовательской работы, магистерской диссертации. В таком случае тьютор делает упор на развитие научно-исследовательских и проектных навыков. Второе направление тьюторства, которое я бы выделила, – психологически и эмоционально ориентированное. В таком случае тьютор – старший товарищ для студента, старший наставник, к которому студент может обратиться, когда у него возникают какие-то сложности. Например, сложности психологического плана: конфликты с научным руководителем, с другими преподавателями, непонимание, как дальше двигаться в образовательном треке. Сложности мотивационные: недостаток тайм-менеджмента. При этом я бы различала должности тьютора и куратора. Куратор – скорее организатор различных форм деятельности студента и тот, кто занимается психологической поддержкой прежде всего, а у тьютора более профессиональные задачи.
На программе «Доказательная образовательная политика» мы, конечно, больше ориентируемся на профессионально ориентированное тьюторство. Хотя второй аспект, психологическую поддержку, тоже никто не отменял. Мы с моей коллегой, Анной Борисовной Пауковой, обе имеем психологическое образование, и так или иначе какие-то навыки применяем.
На эту магистерскую программу приходят студенты с разным бэкграундом. Далеко не у всех из них есть образование в сфере государственного и муниципального управления. Кто-то из них социолог, кто-то – психолог, экономист, юрист. Задача тьютора – постараться помочь студентам индивидуализировать выбор онлайн-курсов, курсов по выбору, чтобы максимально нивелировать разрыв между предыдущим образованием и обучением на программе, а также показать им траекторию движения. Мы рассматриваем тьютора как карьерного менеджера. Первые полгода тьютор помогает заполнить объективно возникшие дыры, а в оставшиеся год-полтора помогает выстроить свой трек обучения на программе и понять, что студент будет делать после окончания: либо он остается в научно-исследовательской карьере, либо уходит в бизнес, проекты, либо что-то еще.
- Какие дисциплины Вы преподаете в рамках этой магистерской программы?
- В этом году мы с коллегой вели введение в методологию научно-исследовательской работы. На этом курсе мы рассказываем студентам о тех возможностях, которые есть в университете: как работать с базами данных, с электронными ресурсами, как строить графики, как писать отчеты, что в них хотят видеть. Курс достаточно гибкий, он зависит от того, какие запросы есть у студента, мы стараемся под них подстроиться. И конечно, мы всегда ведем научно-исследовательский семинар: обсуждаем магистерские диссертации, курсовые работы и проекты.
- Программа «Доказательная образовательная политика» ставит перед собой задачу доказательно ответить на вопрос, какое образование приносит успех. Зависит ли, на ваш взгляд, успех от выбранной научной сферы, от того, гуманитарные это или точные науки?
- Понятно, что представители инженерных, точных направлений более специализированы. Возможно, они наиболее востребованы на данный момент в связи с развитием IT-технологий, программирования. Но, честно говоря, ответить на этот вопрос сложно. У наших студентов есть ряд работ, посвященных похожей проблематике, но они отвечают за более конкретные задачи, такие как формирование критического мышления у инженеров или востребованность среднего профессионального образования. Возможно, нужно сузить вопрос, чтобы ответить на него более конкретно.
- Необходимо ли иметь какие-то специальные знания для того, чтобы учиться на этой магистерской программе?
- Как я уже сказала, наши студенты очень разные. Многие имеют за плечами тот или иной опыт работы в образовании: административной работы или преподавания в школе, колледже, вузе. А есть студенты без предыдущего опыта работы, например, совсем недавние выпускники Вышки и других университетов. Наверное, в целом у нас больше «гуманитариев», чем «технарей». Но нет ничего сложного в том, чтобы освоить магистерскую программу. Основной смысл и тьюторства, и выстраивания трека обучения на программе в следующем: кто бы к нам ни поступил, у него будут определенные пробелы, и эти пробелы будет возможность восполнить. Программа выстроена таким образом, что сначала довольно-таки много курсов, которые студент подстраивает под себя. Допустим, вы были социологом, но вам не хватает знаний по экономике, – можно выбрать курс по экономике, и наоборот. Качество прохождения онлайн-курсов, которые сейчас в университете очень популярны, мы, естественно, контролируем.
- Какие психологические проблемы обычно возникают у студентов?
- Когда студенты только поступают, первые несколько месяцев возникают вопросы: «Правильный ли я выбор сделал? В нужном ли месте я оказался?» Задача тьютора в этой ситуации – помочь максимально быстро адаптироваться. Иногда мы просим помочь старшекурсников: студент студента поймет намного проще, чем студент преподавателя. В основном студенты продолжают успешно учиться, но сложности чаще всего возникают чуть позже, при устройстве в Центр: человек должен понимать, что правильно выбрал свой Центр в Институте образования, что он сработался с коллегами. Возникают проблемы, когда студент старается, но не всегда качественно выполняет задание. Бывают проблемы с дисциплиной и освоением курса. Во многом задача тьютора – предотвратить возможные сложности и сыграть на опережение. Мы постоянно мониторим ситуацию и стараемся не допустить критических ситуаций, когда у студента появляются задолженности, и мы вынуждены его отчислить. В этом смысле тьюторство крайне эффективно. Чем активнее и разнообразнее методы и подходы тьютора, тем больше у студентов желания к нему обратиться. Мы стараемся, чтобы это желание было для них максимальным.
- Как вам кажется, тяжело ли работать тьютором?
- Моя основная должность – доцент Департамента психологии НИУ ВШЭ. Но работа в Институте образования для меня крайне интересный опыт. Я с удовольствием приезжаю и провожу здесь целый день, с десяти утра до десяти вечера, а иногда и дольше. Наши студенты очень мотивированные, очень умные. Иногда они задают такие каверзные вопросы, что могут поставить тебя в тупик, и это здорово. Им нужна совершенно разная поддержка и помощь. От конкретных навыков (вычитывать вместе текст работы) до каких-то мотивирующих моментов (как выстроить траекторию своего дальнейшего обучения). Кроме того, тут есть коллеги, которые занимаются важной проблематикой с совершенно разных точек зрения, большое количество центров, ведущих разные проекты. Здорово, что наши студенты в них вовлечены.
В Институте образования потрясающая атмосфера, здесь все замечательно выстроено. Как психолог могу сказать, что с точки зрения эргономики все продумано до мелочей. Я проводила довольно-таки много времени и в западных вузах, но нигде нет такой по-домашнему уютной и располагающей к учебе и работе обстановки. Здесь потрясающие студенты, потрясающие коллеги. С удовольствием всех сюда приглашаю.
Автор: Алена Карнеева, студентка 1 курса факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.