• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

В Вышке открыт первый в мире памятник анонимному рецензенту

Бетонный блок во дворе Института образования НИУ ВШЭ был наследием Второй мировой войны. Мысли превратить его в какой-нибудь арт-объект возникли у сотрудников института еще прошлым летом. По результатам внутреннего голосования наиболее популярной оказалась идея директора Центра социологии высшего образования Игоря Чирикова — сделать из бесполезного куска бетона памятник анонимному рецензенту.

«Рецензирование в науке — это история любви и ненависти, — говорит Игорь Чириков. — У многих коллег есть болезненный опыт получения негативных рецензий на свои статьи. И это не самая приятная часть нашей академической жизни. Однако труд рецензента, часто недооцененный и очень не благодарный — важный инструмент развития науки, который дает нам уверенность в том, что научные результаты точны, проверены и не случайны. Поэтому, размышляя о том, каким мог бы быть памятник, мне хотелось, с одной стороны, подчеркнуть вклад рецензента в науку, с другой — сделать это с определенной долей иронии, чтобы поддержать боевой настрой ученых, не всегда получающих положительные отзывы на свои работы».

Установка памятника стала возможной благодаря краудфандинговой кампании, в которой приняли участие ученые со всего мира. В частности, проект поддержали два нобелевских лауреата. Эрик Маскин, лауреат Нобелевской премии по экономике 2007 года, назвал анонимных рецензентов «невоспетыми героями науки», которые занимаются своей, незаметной широкой публике, работой «из чувства долга». А лауреат Нобелевской премии по физике 2010 года Андрей Гейм охарактеризовал вклад рецензентов в научный прогресс латинской фразой: «Dubito ergo sum» («Сомневаюсь, следовательно, существую»).

Памятник анонимному рецензенту представляет собой большой, весом в 1,5 тонны, игральный куб, на гранях которого отражены стандартные решения, принимаемые рецензентом — «Accept», «Minor Changes» и так далее. По контуру каждой из сторон куба нанесены названия статей ученых, внесших наибольший вклад в создание монумента (речь идет о пожертвовании в 60 долларов и выше). Какая статья на какой грани окажется, по словам Игоря Чирикова, выбиралось случайным образом.

О важном для любого ученого навыке посмеяться или «хотя бы улыбнуться» самому себе говорил на открытии ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. «Мы сегодня живем в переходное время, когда наука становится по-настоящему глобальной. Требования, которые сегодня предъявляются научному сообществу, очень высокие. Мы можем до бесконечности посыпать голову пеплом и сетовать на то, как нам стало тяжело, а можно улыбнуться и идти вперед. Мы однозначно за второй вариант», — подчеркнул ректор.

Вот и церемония открытия памятника прошла в максимально неформальной обстановке. Приглашенные гости, поддерживая идею анонимности, были в масках, а в завершении Игорь Чириков пригласил всех, кто сегодня ждет вердикт рецензента, тереть «на удачу» верхнюю грань памятника с надписью «Accept», ознаменовав этим начало новой университетской традиции.

***** 


Магистратура Института образования ВШЭ - уникальная возможность для профессионального развития и карьерного роста.

Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков "Доказательная образовательная политика" и "Измерения в психологии и образовании".
Прием документов с 1 июня по 20 июля 2017г.
Иногородним студентам предоставляется общежитие.

Очно-заочные магистерские программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Подробнее тут.