• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новая публикация в зарубежном издании

Статья научного сотрудника Института образования НИУ ВШЭ Зумрад Катаевой под названием «Tajikistan: University Challenges and the Professoriate» опубликована в международном журнале «International Higher Education».

В работе исследуются основные вызовы, с которыми сталкивалась система высшего образования в Таджикистане на протяжении 25-летней истории страны как суверенного государства, а также рассказывается о возможных мерах поддержки преподавателей.

После распада Советского Союза система среднего и высшего образования оказалась под серьезным  ударом из-за начала гражданской войны и одновременного прекращения субсидий из Москвы. Длительный период образовательных реформ начался только после восстановления политической стабильности в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Распад СССР негативно сказался на престиже академической профессии в постсоветских государствах, поскольку зарплата и возможности для профессионального развития существенно снизились. В то же время либерализация экономики и обещания повысить доступность высшего образования привели к росту спроса и требований общества о расширении высшего  образования. Университеты и колледжи начали спешно нанимать слабых преподавателей, потому что самые талантливые и опытные ушли в бизнес или эмигрировали. В настоящий момент компенсационный пакет и условия работы преподавателей вынуждают их искать способы выживания. Если им везет, они участвуют в проектах, поддерживаемых международными организациями, работают переводчиками, репетиторами или взаимодействуют с малым бизнесом. Университетам и правительству Таджикистана необходимо совместно выработать адекватную политику и дать будущим преподавателям возможность почувствовать свою профессиональную значимость в академическом сообществе, что является необходимым условием для включения вузов в мировое образовательное пространство и формирования общества знаний.

Полную версию статьи можно прочесть по ссылке.