• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Образовательные программы для родителей представлены в РАО

14 июня состоялось заседание научно-координационного совета Российской академии образования по вопросам семьи и детства на тему: «Роль и значение родительского просвещения. Программа «Родительский университет».

В своем докладе директор Центра исследований современного детства Катерина Поливанова рассказала о социальной ситуации, в которой родители воспитывают детей сегодня: о малодетности и повторнобрачных семьях, а также о появлении разнообразных теоретически фундированных моделей родительства, дающих основания для различных и порой крайне противоречивых практических рекомендаций.

Было отмечено, что запрос родителей на дополнительную информацию о воспитании детей проявляется не только в появлении новых журналов и порталов в интернете, ориентированных именно на родителей, но и в появлении новых областей экспертизы (например, консультантов по грудному вскармливанию или слингоношению), а также в недоверии традиционным источникам знаний о родительстве – прародителям, врачам, педагогам.


Все это характеризует современную ситуацию, в которой образовательные программы для родителей продолжают активно развиваться, подстраиваясь под изменившиеся родительские нужды.


Выступление Елизаветы Сивак, научного сотрудника Центра, было посвящено результатам серии эмпирических исследований, включавших как серию глубинных интервью, так и анкетирование более 2000 матерей и отцов, проживающих в городской местности (опрос был проведен в 2016 году и включал жителей городов-миллионников, средних и малых городов РФ).
По результатам исследований можно говорить о том, что в целом городские родители довольно хорошо информированы о воспитании детей: они используют различные источники информации, часто обсуждают возникающие проблемы с родными и близкими, активно общаются в интернете. Однако ряд сложностей не удается решить лишь при помощи получения знаний и информации о воспитании.

Так, родители беспокоятся о правильности выбранных методов воспитания и особенно остро переживают невозможность проследить долгосрочный эффект от своих действий и понять, как именно то или иное событие повлияет на дальнейшую судьбу ребенка.


Такой эффект был назван исследователями эффектом «несомасштабности», так как конкретные, повседневные действия по воспитанию ребенка здесь и сейчас практически невозможно соотнести с масштабными и отсроченными эффектами в будущем, о котором тревожатся родители.
Все это приводит к тому, что, по результатам анкетирования, около 20% опрошенных респондентов чувствуют себя неуверенно в вопросах воспитания и заинтересованы в поддержке в данных вопросах.


Анастасия Нисская
, научный сотрудник Центра, в заключение рассказала о важных принципах выстраивания психологической работы с родительской аудиторией.
Во-первых, учитывая довольно высокий уровень информированности и образованности родителей, необходимо уделять особое внимание их личностной позиции и личностным ресурсам (переживаниям, связанным с включением родительской роли в свою жизнь, самоэффективности – вере в то, что родитель сможет справиться с возможными сложностями, ответственности и т.д.).
Во-вторых, важно помнить, что при разработке образовательных программ для родителей речь идет об образовании взрослых людей. Такая ситуация предполагает выстраивание взаимоотношений «на равных», когда ведущий занятий, курсов и тренингов выстраивает отношения сотворчества и взаимного обмена успешным опытом.


После основного доклада состоялась дискуссия, в ходе которой члены Совета поддержали важность как проведения научных исследований педагогической культуры и практики родителей, так и разработку образовательных программ для родителей как перспективной формы поддержки семьи.

Президент РАО Л.А. Вербицкая также положительно отозвалась о представленном исследовании, обратив внимание на значение общего культурного развития современных родителей, в том числе и в сфере лингвистики.


Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков "Доказательная образовательная политика" и "Измерения в психологии и образовании".
Прием документов с 1 июня по 20 июля 2017г.
Бюджетные места. Иногородним студентам предоставляется общежитие. Уже осенью этого года у каждого студента будет возможность устроиться на работу в одно из подразделений Института.

Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут.

"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.