• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Победители заочного тура конкурса «Школа навыков XXI века»: описание проектов

С 27 по 30 июня 2017 г. в Москве пройдет финал Всероссийского конкурса «Школа навыков XXI века», который проводится Институтом образования НИУ ВШЭ и Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее».

Для участия в конкурсе было подано 208 заявок из 39 регионов РФ. Заявки принимались от индивидуальных авторов и авторских коллективов образовательных проектов, представляющих государственные и негосударственные, коммерческие и некоммерческие организации, реализующие образовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы в системе общего и/или дополнительного образования. В финале примут участие по три победителя в четырех номинациях. География победителей  Приморский край и Карелия, Томская область и Пермский край, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская область.

Ниже представлено краткое описание каждого из проектов, вошедших в финал.


«Живая школа & Живая образовательная программа»

Лебедев Михаил Викторович и авторский коллектив
(ГБОУ Школа №2093 имени А.Н. Савельева, г. Москва)

«Глубина интерпретации образовательной программы зависит от того, чему школьник обучается, что он знает и умеет до этого, как он заинтересован. Программа всегда «живая», она наращивает информацию. Программа меняется в зависимости от того, кто по ней учится».

Идея «живой» школы основывается на том, что школе, как и живому организму, свойственны характерные признаки живого. Школа похожа на живой организм, который «обучает» и самостоятельно «обучается». Живая школа – это школа, где каждый ребенок рождается изо дня в день, пробует новые роли, ищет, учится, ошибается, снова встает и идет дальше. Живая школа растет и развивается с каждым ребенком, она как один большой организм. Именно такое представление о школе открывает сегодня возможности ее качественных изменений, эволюции идей и развитие.

Проект предлагает концепцию построения образовательной организации на единой основе «Живая школа & Живая образовательная программа». Основным источником развития детей в школе является живая образовательная программа. Она ориентирована на формирование базисных знаний, понятий, образов, а также значимых для жизни современного человека группы навыков XXI века: способы мышления, способы работы, инструменты для работы и жизненные навыки. 

В проекте описывается новой способ понимания образовательной организации, управленческих и педагогических подходов к планированию, организации и оценке процесса и результатов школы. Представлена динамическая структура программы, содержание которой проектируется от комплексных учебных задач.

 

Межрегиональная сетевая школа индивидуального обучения ЭУК-2

Воронцов Алексей Борисович и авторский коллектив
(АНО ДПО Открытый институт «Развивающее образование», г. Москва)

«В основе концепции проекта – создание модели школы ЭУК-2 – школы «без границ» для детей, которым неинтересно учиться в обычной школе, у которых не хватает времени посещать школу, живущих за границей или нуждающихся в поддержке образования».

Проект ориентирован на детей, которые находятся на семейном образовании, нуждаются в самообразовании, на тех, кто выбрал очно-заочную или заочную форму обучения в школе.

В школе ЭУК-2 учатся все: и педагоги, и дети, и родители. Одновременно приобретают опыт проектирования образования. В результате учащиеся могут обозначить проблемы в обучении, перевести решение в учебные и учебно-практические задачи, спланировать этапы реализации, контролировать, оценивать и корректировать свои действия, устанавливать дефициты достижения результатов. Учащиеся устанавливают собственный темп и выбирают необходимый объём изучения учебных дисциплин, что даёт возможность освоить учебные программы в традиционной школе за более короткий срок обучения. 

Учащиеся больше не ждут появления в учебном плане того или иного предмета, если практический интерес к нему появляется намного раньше, чем это запланировано. При таком подходе у детей есть реальная возможность уделять больше внимания неформальному (дополнительному) образованию, то есть дополнительное образование становится для ребёнка основным.

 

Петербургская школа-парк

Кучук Варвара Дмитриевна и авторский коллектив
(АНО «Парк открытых студий», г. Санкт-Петербург)

«Главная компетенция XXI века – это желание и умение приобретать компетенции»

«Петербургская школа-парк» – это альтернатива современной системе общего образования. Фактически это технопарк, структура которого представлена как открытая образовательная экосистема, инновационный образовательный комплекс. Внутри парка дети самоопределяются относительно целей, сроков и способов получения и развития знаний.

С целью развития базовых компетенций структура школы-парка создается вокруг интегрированных, комплексных областей знаний: искусство, кино, журналистика, словесность, театр, информационные технологии и программирование, предпринимательство. Таким образом обеспечивается переход от предметной к метапредметной деятельности. 

Базовые планируемые результаты проекта: высокая адаптивность (динамика уровня средовой адаптации), социальный интеллект, толерантность (микросоциальный статус), интеллектуальная лабильность и креативность.




Комплексная система управления качеством образования
«Мобильная электронная школа»

Кондаков Александр Михайлович и авторский коллектив
(ООО «Мобильное электронное образование», г. Москва)

Модель организации образовательного пространства представляет собой единую дидактическкую, интегрированную, многокомпонентную систему, обеспечивающую реализацию учебной, внеучебной, проектной и исследовательской деятельности каждого учащегося.

Модель также обеспечивает измерение, контроль и оценку результатов обучения. Система координирует сотрудничество всех участников образовательного процесса, а также обеспечивает деятельность по управлению образовательной организацией. Подобная среда обладает максимальной вариативностью, и создает дифференциацию всех пользователей и персонализацию их образовательных траекторий с учетом образовательных запросов и физических особенностей каждого обучающегося.

Реализация модели создает условия для формирования комплекса навыков и компетенций XXI века:

  • креативность, формирование латерального мышления, поиск нестандартных решений, использование творческого подхода в совместной работе, понимание ошибки как возможности улучшить результат; 
  • понимание того, как части целого взаимодействуют между собой; 
  • анализ и оценка альтернативных точек зрения, интерпретация информации и формулирование выводов, критическое осмысление приобретенного опыта; 
  • эффективное использование навыков устного, письменного и невербального общения в различных форматах и контекстах: умение задать вопрос, вести дискуссию, представить себя, написать письмо, анкету, заявление; 
  • эффективное слушание и эффективное общение в различных контекстах.

Образовательный проект для детей и родителей «Пункт Б»

Винокурова Наталия Ростиславна и авторский коллектив
(ООО «Пункт Б Новосибирская область», г. Новосибирск)

Воспитание поколения, готового ответить на вызовы XXI века и решать глобальные задачи, стоящие перед человеком будущего – миссия образовательного проекта для детей и родителей «Пункт Б».

Цель проекта – помочь подросткам в самостоятельном и осознанном профессиональном выборе, отвечающем способностям ребенка, его желаниям и актуальным тенденциям рынка труда.

В основе предлагаемой модели – модульная система организации образовательного пространства, система скриптов, сценариев.

Особая социальная значимость проекта заключается в том, что обучающимися «Пункта Б» становятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Системный подход проекта включает работу с детьми, родителями и педагогами; геймификацию курса; приоритет индивидуальных образовательных траекторий. Это приводит к измеряемому образовательному результату и формированию комплекса компетенций и навыков:

  • делать выбор и принимать решение;
  • учиться;
  • обладать финансовой грамотностью;
  • работать в команде;
  • развивать эмоциональный интеллект.

УМы для страны

Косолапова Юлия Викторовна и авторский коллектив
(ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Океан» Приморский край, г. Владивосток)

«Модель новой образовательной среды ВДЦ «Океан» нацелена на расширение, углубление знаний и компетенций подростков, на восполнение их образовательных дефицитов (которые нельзя скорректировать в обычной школе), на формирование целостного видения картины мира».

Основная идея проекта – это определение специфики дополнительного образования на основе интеграции с общим образованием, целенаправленного включения проектной деятельности в пространство реальной практики, последующего сопровождения в рамках координационных образовательных центров ВДЦ «Океан» в регионах РФ. 

Содержание программы формируется из учебных модулей или так называемых УМов. Это минимальная структурная единица вариативной части образовательной программы. УМы распределяются в соответствии с основными направленностями дополнительного образования детей и метапредметными областями: «Природа», «Искусство», «Человек», «Техника», «Знаковые системы», «Общество». Выбирая те или иные УМы, участник программы строит индивидуальный образовательный маршрут и фиксирует свою деятельность в специальных рабочих тетрадях – навигаторах.

Модель «УМы для страны» представляет собой метапредметную образовательную среду, которая меняет привычную структуру смены детского центра, позволяет отказаться от традиционных уроков, кружков, студий и создаёт единое образовательное пространство в условиях временного детского коллектива.

В результате реализации проекта формируется группа навыков и компетенций XXI века:

  • умение конструктивно выстраивать коммуникацию;
  • умение сотрудничать и работать в команде;
  • умение брать ответственность за выбранное решение;
  • умение ориентироваться в мире информации;
  • умение критически мыслить;
  • умение осуществлять выбор;
  • умение формировать проектную идею и доводить до реализации в реальном времени;
  • умение анализировать собственные затруднения и достижения.

 

 

От двух до шести: первые шаги к школе навыков XXI века

Пименов Александр Юрьевич и Минина Анна Владимировна
(ГБОУ «Школа № 2116 “Зябликово”», г. Москва)

Вслед за Ж.Ж. Руссо авторы утверждают: «Дайте детству созреть в детстве!». Это высказывание наиболее полно раскрывает идею новизны проектируемой образовательной программы.

Концепт программы представляет собой личностно-ориентированное развивающее образование. Цель – сформировать личностно-ориентированную образовательную среду на дошкольном уровне образования, способствующую развитию у детей ключевых компетенций – навыков XXI века.

Предлагаемая образовательная программа исходит из идеи, что главной задачей дошкольного образования выступает развитие ребенка и индивидуализация образовательного процесса, при которой ЗУНы (подготовка к школе) – не цель, а средство развития. В отличие от традиционных программ, имеющих жесткую регламентацию структуры, предлагаемая программа имеет «рамочную» форму, которая характеризуется наличием общей философии образования, основных целей, ожидаемых результатов развития детей, условий и принципов построения. В этом состоит главная инновационная составляющая программы.

«Модульный» характер программы демонстрирует ее толерантность к изменениям. Она может быть наполнена дополнительными модулями-технологиями и содержанием, способствующими достижению результата. 

Авторы проекта рассчитывают описать необходимые условия для развития у дошкольников таких навыков XXI века, как умение общаться, сотрудничать, познавать и действовать, то есть:

  • выражать словами свои мысли, планы, чувства;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими);
  • проявлять познавательную активность,
  • выдвигать разнообразные идеи решения задач;
  • уметь самостоятельно выбирать, планировать, осуществлять, оценивать и при необходимости корректировать результаты своих действий.

«Образование тех, с кем жизнь становится лучше»

Павлищев Алексей Анатольевич и авторский коллектив
(ГБОУ Школа №2095 «Покровский квартал», г. Москва)

«Выпускник школы, умеющий управлять развитием, быть успешным и необходимым для людей и организаций в учебной, профессиональной, личной, семейной и общественной жизни».

Цель проекта – создание основной общеобразовательной программы территориального общеобразовательного комплекса «Покровский квартал» с возможностью масштабирования.

Проект ориентирован на достижение развития группы навыков – компетенций XXI века:

  • самостоятельное и творческое решение задач высокого уровня сложности;
  • креативность как норма достижения успеха;
  • целевое и гибкое управление информацией;
  • принятие культурных ценностей и управление их контекстами;
  • сознательное и ответственное решение жизненно значимых задач;
  • взаимопонимание, эмоциональное заражение, взаимодействие, управление людьми.

Технология жизненного проектирования 

Чибисова Марина Юрьевна и авторский коллектив
(Центр разработки образовательных систем «Умная школа», г. Москва)

Чтобы уметь ответственно распоряжаться собственной жизнью, нужно обладать проектным мышлением. Оно поддерживает инициативность, учит самостоятельно решать поставленные задачи и нести личную ответственность за результат.

Авторы предлагают программу формирования проектного мышления для учащихся 9-11 классов. Программа поможет будущим выпускникам осознанно управлять своим развитием и ответственно распоряжаться собственной жизнью.

В основе программы особый тип проектирования – работа над индивидуальным жизненным проектом. В нем сохранены все признаки проекта – конкретная и реалистичная цель, ограничения по времени и ресурсам, уникальность и др. – но предметом проектирования являются изменения в жизни автора.

Технология жизненного проектирования позволяет школьникам осознать свои ценности и с учетом реальных условий выстроить программу развития в обозримой временной перспективе. В этой работе им помогает специалист – ценностный наставник (педагог, тьютор, психолог).

Развитие проектного мышления позволяет ставить реалистичные жизненные цели, привлекать необходимые ресурсы для их достижения, выбирать наиболее эффективные способы действия с учетом объективных условий и оценивать результаты.


 

 

Взгляд в будущее – игровая платформа.
Межшкольная метапредметная олимпиада «Онежские паруса»

Лебедев Олег Ермолаевич и авторский коллектив
(МОУ «Средняя общеобразовательная Петровская школа», Республика Карелия, г. Петрозаводск)

Цель проекта – научить учащихся старших классов самостоятельно анализировать и оценивать собственную готовность к решению проблем, возникающих на этапе завершения среднего образования.

Проблема: школа не предлагает детям того, что им необходимо в пространстве реальной жизни. Школа предлагает адаптированные тексты и типовые ситуации, учебные задачи, психологическую защищённость, учителей в качестве источника оценки. Однако жизнь предъявляет другие требования: неадаптированные (иногда плохо написанные) тексты, предметы и инструменты, порой небезопасные, хрупкие, а также нестандартные ситуации, форс-мажоры, стрессы, весьма жесткую оценку со стороны коллег и начальства. В результате школа не даёт возможности детям адаптироваться к современной жизни.

Поэтому в процессе обучения необходимо создавать ситуацию, в которой старшеклассники сталкиваются с реальными жизненными задачами, требующими решения «здесь и сейчас». Учащиеся должны научиться оценивать свою готовность к решению ситуационных, метапредметных задач, учитывая независимую оценку профессионалов – не педагогов. Оценка авторитетного взрослого воспринимается как авторитетная оценка. Образовательным пространством становится весь город. Игровая ситуация или соревнование – лучший стимулятор учебной деятельности.

Основные задачи при подготовке олимпиады «Онежские паруса»:

  • разработать игровые технологии для каждого этапа олимпиады;
  • сформировать сообщество экспертов из различных профессиональных областей для подготовки и проведения этапов олимпиады;
  • организовать информирование и подготовку школьных команд старшеклассников;
  • обеспечить получение обратной связи от участников олимпиады.

Следующий шаг в развитии проекта – подготовить и издать методический сборник «Взгляд в будущее – игровая платформа», найти новые ресурсы для расширения опыта реализации проекта, подключить зарубежных партнеров (например, из Финляндии) с непосредственным участием в играх зарубежных сверстников, включить в игры неадаптированные зарубежные тексты.

Сетевая образовательная программа «Формула творчества: инициатива, исследование, проектирование, сотрудничество»

Борисанова Наталья Владимировна и авторский коллектив
(МАОУ ДО Дом детского творчества «У Белого озера», Томская область, г. Томск)

«Формула творчества» – «сочетание несочетаемого», намеренно заложенное или обнаруженное противоречие, способ разрешения необъяснимой, неопределённой ситуации».

Цель программы: создание среды, преобразующей потенциалы основного, дополнительного и высшего образования в ресурс личностного и профессионального становления школьников, студентов и педагогов, провоцирующей возникновение и реализацию образовательных инициатив детей и взрослых, расширяющей спектр их образовательных возможностей. В основе идеи – совместное действие (проектное, исследовательское, творческое) взрослых и детей, взаимодействие организаций-партнёров в поиске индивидуального «кода» образования.

Программа направлена на создание, реализацию и презентацию участниками индивидуальных образовательных инициатив в различных областях культуры, искусства, социально-значимой деятельности (театр, музыка, литературное творчество, журналистика, изобразительное и прикладное творчество, социальное проектирование, ИКТ). 

«Формула творчества…» – это сетевая программа. В представлении разработчиков это особая форма организации образовательного процесса, представляющая собой различные виды взаимодействия представителей образовательного сообщества (людей, групп, сообществ, коллективов, учреждений).

Результат программы – создание среды для выбора и реализации ее участниками собственной стратегии (траектории) образования в процессе овладения личностно-важными, социально-значимыми компетентностями, формирование которых невозможно в условиях одного образовательного учреждения.

 

«Технологическая сессия»

Иконникова Елена Евгеньевна и авторский коллектив
(МАОУ «Гимназия 5», Пермский край, г. Пермь)

Инновационность реализации образовательного процесса по предмету «Технология» в 8-х классах общеобразовательной школы заключается в организации «технологической сессии», которая проводится в одну неделю в 3 четверти (34 часа). Для организации познавательной деятельности школьников в процессе технологической сессии используется метод погружения.

В пилотном проекте предложено 7 направлений.

Учащиеся параллели 8-х классов работают в микрогруппах по 7-8 человек по выбранному направлению, решая практически значимые проблемы. В процессе работы используются материальные и кадровые ресурсы социальных партнеров, обеспечивается знакомство обучающихся с различными видами профессиональной деятельности. Результатом работы школьников должен стать позволяющий решить проблему продукт, имеющий практическую востребованность и ценность.

К примеру, проектная линия «Искусственный интеллект».

Социальный партнер – кафедра автоматизированных систем управления электротехнического факультета ПНИПУ. В процессе работы учащиеся анализируют готовые программы для микроконтроллеров по управлению устройствами, программируют контроллер, подключают ультразвуковой датчик к контроллеру; подключают модуль SIM800L к контроллеру. Результат работы в проекте – «умное» ведро, которое при переполнении подает сигнал на сотовый телефон: «Ведро переполнено».

 

Победители Всероссийского конкурса "Школа навыков XXI века" станут известны 30 июня 2017г.


Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков "Доказательная образовательная политика" и "Измерения в психологии и образовании".
Прием документов с 1 июня по 20 июля 2017г.
Бюджетные места. Иногородним студентам предоставляется общежитие. Уже осенью этого года у каждого студента будет возможность устроиться на работу в одно из подразделений Института.

Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут.

"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования , способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.

Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.