• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Независимая оценка качества дополнительного образования в зависимости от запроса семей

В современном стремительно меняющемся мире система образования недолго сможет оставаться прежней. По прогнозам экспертов, уже в ближайшие годы школа перестанет играть основную роль в получении детьми образования. Слишком появляется много новых знаний, компетенций, предметных областей и профессиональных специализаций.

В Институте образования ВШЭ прошел вебинар, посвященный основным принципам разработки информационного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам в рамках проекта «Организационно-аналитическое, экспертное, информационное сопровождение и мониторинг реализации мероприятий по модернизации организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, которое предусмотрено Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы».

Эксперты Института образования ВШЭ рассказали специалистам органов управления образованием, культуры и спорта регионального и муниципального уровня, руководителям и специалистам организаций, осуществляющих дополнительное образование детей, о разработке и функционировании информационного навигатора, а также о его использовании при организации и проведении независимой оценки качества дополнительного образования. 

В последние годы в российской государственной политике особое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования. Одной из последних важных инициатив в этом направлении стал приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей».

Разнообразие и вариативность программ – это огромное преимущество системы дополнительного образования. Но они влекут за собой серьезные риски в части качества этих программ и создают непростые барьеры для выбора семьёй, ребенком той программы, которая в наибольшей степени отвечала бы его интересам и возможностям.

В государственной политике эти риски и барьеры учитываются и даже предлагаются некоторые механизмы их минимизации и преодоления.

В приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей» поставлена задача создать в регионах электронные сервисы для потребителей услуг дополнительного образования, которые должны помочь им в выборе программ обучения для детей. Речь идет о сервисах-навигаторах, с помощью которых родители или сами дети могут найти интересующие их программы для получения дополнительного образования.

Самый простой вариант Навигатора: создать базу данных всех реализуемых в регионе лицензированных дополнительных общеобразовательных программ, указав адрес места их реализации, контактные данные, название, тему и направленность программы, на каких обучающихся она рассчитана (возраст, особые требования, например, к физической подготовке и др.). Можно также указать авторов программы или реализующих ее педагогов… Это уже немало. Особенно если учесть, что в регионах реализуются тысячи дополнительных общеобразовательных программ для детей, подростков и молодежи, и собрать сведения обо всех стоит немалого труда. И вот городская семья в поиске вариантов дополнительного образования для своего ребенка заходит на такой информационный портал. Набирает в поиске интересующую ее направленность, например, «танцы», и перед ней разворачивается полный список предложений. Отфильтровав его по территории доступности, семья получает перечень, например, из 5 вариантов. Все более или менее подходят под запрос. Как выбрать из них?

Мерцалова Татьяна Анатольевна
Центр социально-экономического развития школы: Ведущий эксперт

 

Можно зайти на сайт каждой организации, которые реализуют эти программы. Можно посетить каждую из этих организаций, пообщаться с педагогами и родителями… Но все это требует времени и не всегда приводит к искомой информации. Сайт может оказаться очень скудным на информацию о конкретных интересующих пользователей программах. В организации может не оказаться на месте нужных педагогов, а встреченные родители просто не захотят разговаривать.

Альтернативой всем этим реальным и виртуальным визитам могла бы стать информация о качественных характеристиках программ, размещенная всё на том же информационном портале – Навигаторе. И здесь, казалось бы, может оказаться полезным использование результатов независимой оценки качества образования, которая, согласно законодательству, в обязательном порядке должна проводиться в отношении ВСЕХ организаций, реализующих образовательные программы.

В дополнительном образовании детей отсутствуют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Федеральные государственные требования (ФГТ) действуют только в отношении программ предпрофессиональной подготовки. Все это ограничивает возможности государственного контроля качества дополнительного образования… Эффективным решением этой проблемы может стать независимая оценка, учитывающая, в том числе, мнения и оценки потребителей образовательных услуг.

Однако уникальность сферы дополнительного образования детей требует специфических подходов к ее оценке. Эта специфика на сегодняшний момент не нашла достаточного отражения в федеральных нормативных правовых документах, регулирующих вопросы независимой оценки качества образования. Некоторые предложенные в этих документах показатели и индикаторы не могут быть в полной мере применены к организациям дополнительного образования детей.

Данная предложенная процедура предполагает оценивание организации в целом. Особого внимания заслуживает задача оценки качества подготовки обучающихся, которое, согласно опросам, очень сильно интересует большинство родителей.

Оценка качества образовательных результатов, достижений обучающихся в дополнительном образовании – непростая и неоднозначная задача. Из-за отсутствия ФГОС и ограниченности влияния ФГТ, которые задают определенные требования и к условиям, и к результатам только дополнительных предпрофессиональных программ, огромный спектр дополнительных общеобразовательных программ остается за рамками этих нормативов. Как оценить образовательные результаты, полученные детьми при их освоении?

В дополнительном предпрофессиональном образовании (музыкальных, спортивных школах, например) наработан богатый опыт проведения оценки достижений обучающихся. Этот опыт можно и нужно использовать в отношении оценки результатов обучения по дополнительным общеобразовательным программам.

Использование результатов независимой оценки в сервисах Навигатора по программам дополнительного образования для детей сделают такую оценку реальным и практичным инструментом и для потребителей образовательных услуг, и для руководителей образовательных систем и организаций, и даже для самих педагогов дополнительного образования.

Навигатор может стать сервисом, не только представляющим результаты  независимой оценки, но и ресурсом, позволяющим привлекать родителей к участию в оценке. Встроенные интерактивные сервисы, механизмы обратной связи обеспечат качественное и недорогое проведение оценочных процедур, их прозрачность и клиентоориентированность оценки.

Механизмы включения результатов независимой оценки в информационную базу Навигатора и использования обратной связи для проведения оценки качества программ дополнительного образования детей в настоящее время предложены Институтом образования ВШЭ. Данная модель проходит этап технической разработки как один из модулей Навигатора, разрабатываемого компанией «Образовательные технологии» (www.inlearno.ru).

 


Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут

"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.

Аспирантская школа по образованию - вторая волна приема документов с 1 августа по 15 сентября 2017г.