• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Как измерить результаты работы кружков в отсутствии стандарта?

В регионах России создаются процедуры независимой оценки качества в дополнительном образовании. Этот вопрос обсуждался в формате круглого стола с участием экспертов Института образования НИУ ВШЭ.

В 2015 году впервые в Федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) на 2016–2020 годы была поставлена задача развития дополнительного образования детей. Было подчеркнуто, что сфера дополнительного, или неформального, образования является источником инноваций. Еще раньше, в указе президента России от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» была поставлена цель: к 2020 году 70–75% всех детей должны обучаться по дополнительным образовательным программам, причем 50% из них – за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Чтобы дать программам бюджетное финансирование, из них нужно отобрать те, которые приводят к самым высоким результатам. Перед экспертами встает вопрос: как измерить эти результаты? Общеразвивающие программы дополнительного образования не регулируются федеральными государственными стандартами или государственными требованиями. Поэтому к сфере дополнительного образования не применим традиционный подход к оценке качества образования.

В 2017 году в рамках мероприятия 3.2 «Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей» был проведен конкурсный отбор региональных программ развития образования, в том числе предусматривающих проведение независимой оценки качества дополнительного образования детей. В нем победили девять регионов. Это Республики Саха (Якутия), Бурятия и Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Вологодская, Тульская, Астраханская, Тюменская области и Пермский край.

Во всех этих регионах одновременно с пилотным проектом по введению персонифицированного финансирования проводится разработка, апробация, или уже функционируют разные модели независимой оценки качества дополнительного образования детей.

Организациями-операторами по проведению независимой оценки качества образования стали региональные центры оценки качества образования или профильные подразделения региональных Институтов развития образования (Институтов повышения квалификации).

Достижения регионов в 2016-17 году легли в основу разработанного проекта методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества в дополнительном образовании детей. Они прошли экспертное обсуждение на Московском Международном салоне образования (ММСО) в 2017 году. Рекомендации, разработанные по инициативе Минобрнауки России, учитывают весь опыт в этой области, сложившийся в регионах за последние годы.

Мерцалова Татьяна Анатольевна
Центр социально-экономического развития школы: Ведущий эксперт

Главные направления работы на ближайшие годы – формирование многоуровневой системы конкурсов и состязаний разных профилей, разработка и введение процедур независимой оценки качества реализации дополнительных общеобразовательных программ, создание процедур для профессионально-общественной экспертизы самих этих программ.

К 2017 году в России начал формироваться запрос на экспертизу качества авторских образовательных программ дополнительного образования. Их создатели-педагоги заинтересованы в том, чтобы представители экспертного сообщества высказали мнение об их разработках.    

Эксперты НИУ ВШЭ уверены, что в будущем нас ждет новая форма организации дополнительного образования детей: открытое пространство, порожденное сетевым взаимодействием учреждений образования, культуры и спорта. Внутри него семьи смогут выбирать не кружки и секции, а индивидуальные образовательные траектории. Это поможет родителям и детям сформировать собственные пути развития.

Более подробно о том, какие наработки по оцениванию качества дополнительного образования появились у различных регионов, можно прочесть здесь.

 


Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут

"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.

Аспирантская школа по образованию - вторая волна приема документов с 1 августа по 15 сентября 2017г.