• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новая публикация в зарубежном издании

В иностранном журнале PLOS ONE опубликована статья «Formation of homophily in academic performance: Students change their friends rather than performance», написанная младшим научным сотрудником Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Иваном Смирновым в соавторстве со Стефаном Тёрнером из Медицинского университета Вены.

Давно и хорошо известно, что друзья похожи друг на друга. Это явление получило название «гомофилия» (англ. — homophily). Гомофилия была обнаружена для широкого спектра характеристик, включая академическую успеваемость. Друзья могут иметь похожие оценки по двум причинам. Во-первых, они могут влиять друг на друга. Например, хорошо успевающие учащиеся могут помочь своим друзьям начать лучше учиться. Во-вторых, учащиеся могут просто предпочитать дружить со сверстниками со схожей успеваемостью.

Понять, что именно ведет к тому, что успеваемость друзей похожа, не так просто, так как для этого нужно отслеживать эволюцию дружеских связей на протяжении длительного времени. Авторы статьи нашли способ преодолеть это ограничение. Вместо того чтобы проводить серию опросов, они собрали данные из социальной сети ВКонтакте об онлайн-взаимодействии 6000 школьников и студентов на протяжении 42 месяцев.

Можно было бы ожидать, что онлайн-среда, в которой каждый может общаться с кем угодно, будет смягчать сегрегацию по академической успеваемости. Однако авторы не только обнаружили сильную гомофилию по академической успеваемости, но и то, что она постоянно возрастает.

Оказалось, что это увеличение не может быть объяснено изменением оценок учащихся, причина — в изменении дружеских связей. Если изначально распределение дружеских связей относительно равномерно, то со временем учащиеся предпочитаю устанавливать новые связи с похожими сверстниками и разрывать с теми, кто наиболее отдален от них по академической успеваемости.

Полученные результаты могут быть важны для понимания процессов воспроизводства неравенства. Учеба в селективном университете предоставляет не только образовательные ресурсы, но уникальную возможность установить социальные связи, которые окажутся полезными в будущем. Однако если студенты, попавшие в университет из менее престижных школ, будут общаться между собой и не будут общаться с наиболее успевающими студентами, то это может существенно ограничить их возможности для восходящей социальной мобильности.

Это обстоятельство может иметь особое значение в цифровую эпоху, когда социальные сети стали основным источником информации для молодых людей. ВКонтакте, например, называют основным источником получения новостной информации о стране и мире более 70% молодых людей в России. Социальные сети устроены так, что в основном показывают контент от друзей пользователей. Результаты исследования означают, что пользователи с разной успеваемостью могут оказаться изолированы в разных частях цифрового пространства.

Полный текст работы

 


Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут

"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.

Аспирантская школа по образованию - вторая волна приема документов с 1 августа по 15 сентября 2017г.