• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Изучение «академического импульса» в России

В августе 2017 года в журнале Comparative Education Review вышла публикация «Academic Momentum and Undergraduate Student Attrition: Comparative Analysis in US and Russian Universities», подготовленная аналитиком Института образования НИУ ВШЭ Еленой Горбуновой в соавторстве с коллегами из Университета Огайо Ольгой Кондратьевой и Джошуа Холи. Данная статья является результатом проекта Программы фундаментальных исследований «Дифференциация студенческих траекторий в современном высшем образовании».

Статья посвящена изучению взаимосвязи показателей «академического импульса» и выбытия студентов из вузов России и США. Анализ проводился по двум российским и восьми американским государственным вузам. Использовались данные, содержащие истории обучения студентов и другие характеристики, фиксируемые в административных системах вузов (способ поступления, получение студентом финансовой помощи, пол, возраст и т.д.)

Исследование опирается на теорию «академического импульса», предложенную Клиффордом Адельманом в работах 1999 г. и 2006 г. «Академический импульс» им определялся как накопление студентом академических ресурсов и «скорость», с которой студент осваивал программу в старших классах школы и во время обучения в университете, особенно на первых курсах. Согласно данной теории, более высокий «академический импульс» увеличивает вероятность успешного завершения обучения в вузе. Адельман выявил, что следующие индикаторы «академического импульса» значимо связаны с успешным завершением вуза: интенсивность обучения в старших классах школы, перерыв между окончанием школы и поступлением в вуз (так называемый «отложенный старт»), успеваемость на первом году обучения, изменения успеваемости, включение студентом в учебный план коррекционных курсов, трудовая занятость во время обучения в вузе, отсутствие перерывов в обучении в вузе, изучение учебных курсов в летний период.

В статье Кондратьевой, Горбуновой, Холи рассматривались следующие индикаторы «академического импульса»: отложенный старт, объявление студентом своей специальности в момент зачисления в вуз, успеваемость в первом учебном периоде, изменения успеваемости в течение первого года обучения, включение студентом в учебный план коррекционных курсов, интенсивность обучения в первый период обучения в вузе (количество набранных учебных единиц – кредитов). Изучение взаимосвязи показателей «академического импульса» и выбытия проводилось с использованием дискретных моделей анализа наступления событий, которые наилучшим образом подходят для анализа лонгитюдных данных. Авторами был проведен как анализ по всем студентам для каждой страны, так и в разрезе уровня селективности вуза, пола студента и специальности обучения.

Авторы нашли подтверждение взаимосвязи рассматриваемых ими индикаторов «академического импульса» и вероятности выбытия из вуза для обеих стран, что подтверждает основные положения теории «академического импульса».

Более высокий «академический импульс» в начале обучения снижает вероятность выбытия студента из вуза. Детальный анализ указал на эффект гетерогенности, а именно, на то, что связь отдельных индикаторов «академического импульса» и выбытия студентов различается в зависимости от селективности вуза, пола студента и направления подготовки.

Одним из ограничений исследования является невозможность проанализировать некоторые из индикаторов «академического импульса» для России. На момент проведения исследования студенты обучались в рамках стандартизированных учебных планов, не имели возможности самостоятельно выбирать образовательную программу, определять учебную нагрузку в каждый учебный период, определять специальность не в момент поступления, а в процессе обучения и т.д. Тем не менее, в процессе глобализации образовательные системы меняются, становятся более гибкими, предоставляют студентам все больше выбора в определении образовательной траектории. Учитывая, что для современного поколения студентов (которых американский психолог Джеффри Арнетт обозначил как «emerging adults») важным становится поиск своей идентичности в личной и профессиональной жизни в период обучения в вузе, ожидается, что рассмотрение академического выбора и других понятий «академического импульса» будет перспективным направлением исследований высшего образования.

Полный текст статьи

 


Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут

"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.

Аспирантская школа по образованию - вторая волна приема документов с 1 августа по 15 сентября 2017г.