• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глобалистика и образование

Глобальные процессы в современном мире требуют изменений в содержании образования и методах его реализации. Стало понятно, что мы не можем учить детей так, как учили нас. Как же подготовить их к активной жизни в ситуации увеличивающейся неопределенности, развития технологий, смены профессий?

Этому был посвящен круглый стол «Общее образование в глобальном мире», прошедший 25 сентября в рамках V Международного научного конгресса «Глобалистика-2017» в МГУ имени М.В. Ломоносова. Круглый стол организован Межрегиональным общественным Движением творческих педагогов «Исследователь».

В рамках круглого стола выступил ведущий научный сотрудник Центра исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ Алексей Обухов. Он отметил, что инновационные модели и передовые практики образования в общемировых трендах показывают эффективность продуктивных образовательных технологий – исследовательского обучения, научно-практического образования, проектной деятельности, STEM/STEAM-образования, конструирования. Во многих странах актуализируются и развиваются различные модели автодидактизма и средового обучения в дошкольном и начальном образовании; выстраиваются модели проектного и исследовательского обучения в основной и старшей школе. Активно развивается система дистанционного и смешанного обучения.

Особое место в мировых трендах развития образования обретает исследовательское обучение – «обучение через открытия», выстроенное через поддержку самостоятельной познавательной активности детей, на основе организации учебно-исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская деятельность – творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения (или понимания) неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных норм, способов действий, ценностей научного познания. Результат такой деятельности – развитие исследовательской позиции к миру, другим и самому себе, становление научной картины мира, обретение способов самостоятельного расширения мировоззрения и критического мышления.

Алексей Обухов на примере практики передовых образовательных учреждений России и многих других стран показал, какими могут быть варианты построения исследовательского обучения с детского сада до старшей школы.

На круглом столе обсуждалось, что разработка содержания и методов общего образования (от дошкольного до среднего) должна осуществляться в тесной связи с высшим образованием и наукой (психолого-педагогической, фундаментальной, прикладной). Конгресс «Глобалистика» является перспективной площадкой для разработки интегративного, метапредметного содержания школьного образования, что определяет необходимость включения в него направлений, связанных с работой с учителями и школьниками.

Особое значение имеет квалиметрия образовательных результатов в общем образовании в области исследовательской и проектной деятельности, где необходимо развивать экспертные, а не тестовые методики.

Важную роль в движении исследовательской и проектной деятельности школьников должны занимать некоммерческие профессиональные организации, в которых складываются устойчивые межрегиональные, международные и межотраслевые сетевые сообщества, удерживающие общий формат развития на протяжении десятилетий (Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского, Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов «Исследователь» и др.).

Определяющее значение для развития глобального образования в школе имеют сетевые конкурсные мероприятия, научно-практические конференции и выставки школьников, на которых реализована система развивающей экспертизы. Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов «Исследователь» выстроило полноценную систему конкурсных мероприятий: Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», Всероссийский конкурс исследовательских работ для учащихся 5-7 классов «Тропой открытий В.И. Вернадского», Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского. В развитии этих конкурсов Алексей Обухов выступает научным консультантом. А конкурс имени В.И. Вернадского с этого года стал центральной площадкой для школ, входящих в Университетский округ НИУ ВШЭ.