• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вопросы финансирования российских детских садов

Эксперты Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина и Екатерина Рылько в рамках Мониторинга экономики образования представили результаты анализа серии глубинных интервью с руководителями дошкольных образовательных организаций и представителями органов управления образованием.

Исследование посвящено существенным изменениям подходов к дошкольному образованию в настоящее время – как со стороны родителей, так и государства. Раньше дошкольное образование рассматривалось, прежде всего, с точки зрения присмотра и ухода за детьми. Главной его задачей было помочь работающим родителям, чтобы не оставлять детей без присмотра взрослых. Сейчас ситуация существенно меняется. На первый план выходят именно образовательная и воспитательная функции дошкольного образования. Родителей все больше интересуют различные образовательные программы, которые им может предоставить дошкольная образовательная организация.

На уровне законодательства эта тенденция отражена в новой системе финансирования. Сейчас оно разделено на две части: нормативно-подушевое финансирование, которое обеспечивает предоставление образования дошкольной организацией, и родительская плата за присмотр и уход. За счет родительской платы финансируется питание детей в детской дошкольной организации либо оплата коммунальных платежей. За счет нормативно-подушевого финансирования содержится фонд оплаты труда сотрудников дошкольной организации и осуществляются другие расходы, связанные с учебными материалами. Кроме того, в настоящее время постепенно возрастает доля платных образовательных услуг в дошкольных организациях. Родители предъявляют спрос на них, поскольку все больше воспринимают дошкольное образование как еще один уровень именно образования, а не как место временного пребывания своего ребенка.

До сих пор по всей России родители имели право на компенсацию части родительской платы в размере 20% на первого ребенка, 50% – на второго и 70% – на третьего. Сейчас регионы получили право самостоятельно разработать критерии нуждаемости в зависимости от условий жизни в конкретном субъекте РФ и выплачивать компенсацию родительской платы только нуждающимся семьям. В части регионов сочли нужным воспользоваться данным правом и разработать свои критерии нуждаемости, а в части – нет. Данное изменение законодательства, безусловно, серьезно повлияло на руководство дошкольных организаций, а также на муниципальные и региональные органы управления образованием.

Абанкина Ирина Всеволодовна
Институт развития образования: Директор

В рамках Мониторинга были опрошены представители муниципальных органов управления образованием и руководители дошкольных образовательных организаций, расположенных как в сельской, так и в городской местности. Соответственно, в информационном бюллетене рассматривается ситуация и в сельской, и в городской местности, поскольку они различаются достаточно существенно.

Информационный бюллетень «Проблема кадрового обеспечения российских детских садов (по материалам качественного исследования)» можно прочесть здесь.