Изучение обрядов с помощью видеофиксации
Визуальная антропология – активно развивающееся в мире направление исследования человека и социальных групп в контексте различных культурных традиций. Практика визуальной антропологии начала развиваться в начале ХХ века в связи с постепенным включением фото- и киноаппаратуры в экспедиционные исследования. К концу ХХ века технический прогресс сделал доступной видеофиксацию, и для большинства исследователей в области социальной антропологии и этнологии камера стала естественным посредником в познании человека в контексте культуры.
В начале ХХI века создание визуального текста о своей жизни и жизни других людей стало повседневной реальностью для большой части населения Земли. При этом вхождение визуальных методов в повседневную практику исследований в области гуманитарного знания происходит не так быстро, хотя можно наблюдать повышение применения визуальных методов исследования уже не только в социальной антропологии и этнологии, но и в возрастной психологии, психологии личности, социальной психологии, социологии и истории повседневности, в фольклористике, сравнительной педагогике и других сферах познания человека и общества.
Активно начинают использоваться визуальные методы в практике образования. В том числе – для изучения различных практик обучения, как инструмент развития собственной профессиональной деятельности педагогов, как метод развития рефлексивных способностей обучающихся, как практика создания медиатекстов участниками образовательного процесса с разными обучающими, воспитательными, развивающими и коммуникативными задачами.
Регулярными площадками для профессиональных встреч специалистов в этом направлении гуманитарных и социальных исследований стали кинофестивали. В октябре в старинном городе Кратово в Македонии состоялся VI Международный фестиваль этнологического кино «Кратово-2017», организованный Македонским этнологическим обществом и Музеем города Кратово. За три дня фестиваля было просмотрено и обсуждено 25 антропологических фильмов авторов из многих стран: Австрии, Дании, Бельгии, Германии, Греции, Голландии, Индонезии, Италии, Испании, Киргизии, Македонии, Непала, Норвегии, Португалии, России, Сербии, Словакии, Словении, США, Турции, Франции, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Швеции, Эстонии. Фильмы сняты авторами как в своих странах, так и в различных регионах Африки, Азии, Америки. Все фильмы прошли экспертный отбор, и программа фестиваля, таким образом, включала яркие и содержательные фильмы, которые предлагали участникам новый взгляд на визуальную антропологию, раскрывали различные аспекты гуманитарного знания.
Проблематика фильмов, представленных на фестивале, охватывала большое число вопросов: история становления визуально-антропологических исследований; проблема вынужденной миграции и адаптации мигрантов; различные аспекты межэтнической и межрелигиозной коммуникации; обрядовые практики (жизненного цикла, календарные, окказиональные) разных народов и границы и возможности исследователя по их изучению; повседневная жизнь людей в различных культурах; человек в поиске своего места в жизни и среди людей; сохраняющиеся, изменяющиеся и реконструируемые традиционные промыслы и культурные практики; современное существование традиционных религий и новых верований; жизнь малочисленных народов; автобиографические воспоминания о детстве; дети и детство в разных культурах; жизнь людей с ограниченными возможностями; актуальные социальные проблемы сегрегации, стигматизации, ксенофобии, нищеты.
Председатель оргкомитета фестиваля – известный специалист в области визуальной антропологии и этнологии, научный сотрудник Музея Македонии доктор Владимир Боцев. В мае 2017 года Владимир Боцев был председателем конкурсного жюри в международном фестивале антропологического кино «Камера – посредник». На этом фестивале ведущий научный сотрудник Центра исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ (научный руководитель Института Исак Фрумин) Алексей Обухов показывал фильм «Страстная пятница в Уайнамото», снятый в экспедиции в Мексике весной 2016 года. На фестиваль в Кратово Алексей Обухов получил специальное приглашение от Владимира Боцева.
В программу фестиваля был отобран фильм «Обряд лечения от бесплодия на родовом тоонто», снятый в экспедиции в Закаменском районе Бурятии летом 2015 года. Это была мировая премьера фильма, ранее он нигде не демонстрировался. Обряд имеет довольно сложную структуру и состоит из серии ритуальных действий, некоторые из которых довольно традиционны для этого региона, а некоторые – только для шамана, который совершал обряд.
Данный обряд – закрытого типа, и поэтому сам фильм не выложен в открытый доступ. Его планируется показывать и обсуждать только в узком кругу специалистов. В том числе – на международном научном семинаре «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры», который планируется ежемесячно проводить в Институте образования НИУ ВШЭ с декабря 2017 года. Замысел данного семинара – обсуждение на примере конкретных фильмов или визуальных материалов с их авторами различных направлений и ключевых тенденций развития визуальных методов исследования в различных сферах науки и практики – этнологии, антропологии, психологии, социологии, образовании. В планах участие в заседаниях семинара как российских, так и приглашенных зарубежных специалистов.