• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Ценностные маркеры культурно-исторической идентичности

Насколько мы можем понять свою и чужую культуру? Через какие ценностные маркеры? Как формируется культурно-историческая идентичность и на каких ценностных основаниях? Что выступает маркером выражения индивидуалистских и коллективистских, модернистских и традиционалистских культур, как это можно увидеть, понять, адекватно интерпретировать?

Ценностные императивы обобщённого уровня постепенно перестают выполнять функцию собственно императивов (предписаний к действию) и начинают функционировать в качестве своеобразных маркеров, отграничивающих российское культурно-историческое и даже цивилизационное пространство. Одновременно эти маркеры служат символами российской культурно-исторической идентичности. Ориентация на эти символы-ценности обеспечивает тождество осознания себя россиянами в историческом времени. Традиционализм в осмыслении маркеров российского культурно-исторического пространства означает ориентацию на поддержание устойчивости и преемственности во времени этого пространства.

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялось III заседание сетевого научного семинара по этнопсихологии. С докладом «Ценностные маркеры культурно-исторической идентичности» выступил Игорь Михайлович Кузнецов, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ. Вели семинар ведущий научный сотрудник Центра исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ Алексей Обухов и зав. кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ Олег Хухлаев. Научный секретарь семинара – Наталья Владимировна Ткаченко, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ.

На семинаре докладчик предложил к обсуждению сформулированную на основе многолетних социологических исследований в рамках проекта «Ресурс межэтнического согласия в консолидации российского общества: общее и особенное в региональном разнообразии» концепцию трансформации традиционалистских ценностных императивов, распространенных в современном российском обществе.

В своём докладе Игорь Михайлович Кузнецов предложил аналитическую модель, строящуюся на основе дихотомии «традиционалистское – модернистское общество». Обсуждение данной концепции (модели) затрагивало обсуждение роли ценностных моделей (и их ограничения) для объяснение глобальных трансформаций, происходящих в современном обществе. В данном случае обсуждались модели Герта Хофстеде, Рональда Инглхарта, Шалома Шварца.

Докладчик, опираясь на многолетние исследования, выдвинул несколько тезисов. Некоторые ценностные императивы перестают быть руководством к действию, превратившись в символ принадлежности. В рамках данного тезиса участники обсуждали возможность данные символы полагать границами социальной идентичности. Фактический набор ценностей в обществе относительно стабилен, меняется только смысловое наполнение ценностных категорий. Какие причины могут лежать в основе данных изменений? Поведенческий и интенциональный фокус ценностных ориентаций может являться ресурсным противоречием для интерпретации общественных трансформаций.

В работе семинара приняли участие сотрудники Института образования НИУ ВШЭ (научный руководитель Института Исак Фрумин), преподаватели и магистранты кафедры психологии образования и кафедры психологической антропологии МПГУ, преподаватели МГППУ.

В качестве итога семинара участники зафиксировали тезис «факт не говорит сам за себя». Имеет существенное значение, какая теоретическая рамка задается для понимания и интерпретации тех или иных выявляемых или наблюдаемых фактов. Особенно в социокультурно и исторически изменчивой реальности жизни человека и социальных общностей.

IV заседание сетевого научного этносеминара пройдет в МГППУ.