• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Завершилась VIII Международная конференция исследователей высшего образования

В этом году конференция называлась «Университеты, меняющие себя и мир». Доступность онлайн-образования, позиционирование университетов в глобальном мире, рассмотрение университетов как драйверов в развитии страны, коллаборация университетов, политическое участие и философия высшего образования  такие вопросы обсуждались на пленарных докладах, семинарах и сессиях.

Конференция открылась приветствием от проректора НИУ ВШЭ Марии Юдкевич, а также докладом ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, посвященном осмыслению истории Вышки как быстроразвивающегося университета.

Состав пленарных докладчиков конференции в этом году включал участников из США, Мексики, Великобритания, Норвегии, Австрии. О том, из каких регионов России приехали отечественные исследователи высшего образования, можно судить по этой карте.

Пленарные доклады

 alt=

Рене Кизильчич, исследователь из Стэнфордского университета, один из ведущих аналитиков онлайн-образования в мире, выступил с докладом «Как сделать онлайн-обучение доступным для всех?».

 alt=
Пленарный доклад Кристофера Морфью, декана Школы образования Университета Джонса Хопкинса, бывшего декана Института образования в Университете Айовы, был посвящен проблемам создания динамично развивающегося центра изучения образования.

 alt=
Иманол Ордорика, профессор социологии и образования в Национальном автономном университете Мексики, известный общественный и политический деятель, в рамках своего пленарного доклада поднял проблему политического участия и реполитизации университетов.

 alt=
Сьюзан Робертсон, профессор Кембриджского университета, работавшая в сфере социологии образования в университетах самых разных стран: Австралии, Канады, Новой Зеландии, Великобритании – в рамках своего доклада рассказала о позиционировании университетов в в глобальном мире.

 alt=

Бьорн Стенсакер, профессор Департамента образования Университета Осло, представил свое видение становления коллаборации между университетами. Он отметил, что на первом этапе университеты существуют как отдельные агенты, которые не взаимодействуют с друг другом. На втором этапе начинается формирование коллаборации между университетами, однако на этой стадии всё взаимодействие ограничивается формальными признаками: университеты подписывают соглашение, оформляющее их коллаборацию, однако не переходят к совместным практическим действиям. И только на третьем этапе университеты не только формально образуют альянсы, но и переходят к совместной практике.

 На мой взгляд, основной вопрос обсуждения формирования университетских альянсов касается стратегии перехода коллаборации со второй стадии на третью. Ведь именно она позволяет выйти за границы одного университета, объединить усилия для решения сложных междисциплинарных вопросов, которые зачастую требуют значительных денежных вложений для своей реализации. Как отметил Бьорн Стенсакер, на практике это очень сложно реализовать, ведь университеты, объединяясь в альянс, не отходят от своих традиций, продолжая им следовать независимо от того, какие взаимные ценности были обозначены в соглашении. На память приходят несколько примеров альянсов между российскими университетами, которые действительно не продвинулись дальше простого подписания соглашений.

Семенова Татьяна Вадимовна
Центр социологии высшего образования: Младший научный сотрудник

  alt=

Аттила Пауситс, директор Центра менеджмента образования и развития высшего образования Дунайского университета, академический руководитель магистерской программы «Исследования и инновации в высшем образовании», рассказал о третьей миссии университета как драйвера в развитии страны.

 Неожиданный тезис автора – третья миссия становится важным фактором диверсификации вузов, который, однако, в настоящий момент практически не учитывается в международных рейтингах университетов, демонстрирующих их успешность. Результаты анализа университетских стратегий австрийских университетов показывают, что на данный момент нет согласованного понимания, что такое третья миссия университета и как ее можно измерять. Доклад профессора Пауситса заставил меня задуматься о многих непрямых эффектах университета, влияниях на социально-экономическое развитие регионов и страны, а также на жизни его выпускников, которые мы не можем не то что измерить, но даже назвать их полный список.

Малошонок Наталья Геннадьевна
Центр социологии высшего образования: Заместитель директора центра

Научный семинар по компетенциям

При поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» в рамках конференции прошел научный семинар «Из школы во взрослую жизнь с новыми компетенциями». Профессор НИУ ВШЭ Андрей Подольский выступил с установочным докладом, посвященном разрывам между благими намерениями и реальными возможностями в развитии навыков XXI века. Он обозначил сложности в обнаружении и развитии метапредметных навыков в разном возрасте и напомнил, что некоторые из классических работ отечественной науки, такие как теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, также могут служить базой для понимания того, как развивать ключевые компетенции и новую грамотность. Профессор Университета Хельсинки Яркко Хаутамаки напомнил собравшимся, что в образовании компетенции XXI века иногда интерпретируются как угрозы для классических дисциплин и потому особенно важно разъяснять их значение образовательным практикам. Андрей Сельский, директор проектов Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», рассказал о новом образовании для цифровой экономики. О том, с какими сложностями сталкивается введение компетенций XXI века в образовательную практику, рассказали директор знаменитой московской школы №548 «Царицыно» Ефим Рачевский и генеральный директор ООО «Мобильное Электронное Образование» Александр Кондаков.

Семинар молодых исследователей высшего образования

Одним из значимых мероприятий конференции стал первый семинар молодых исследователей высшего образования, который был организован Лабораторией «Развитие университетов» в память о Дмитрии Семенове. Свои исследования на нем представили Алексей Егоров, Екатерина Шибанова, Татьяна Семенова, а дискуссантами для них выступили Сьюзан Робертсон, Кристофер Морфью, Рене Кизильчич и Анна Смоленцева. Обсуждаемые исследования были связаны с ролью вузов в экономическом развитии российских регионов, оценке эффективности университетов, участвующих в проекте «5–100», а также анализа академического дискурса вокруг использования онлайн-курсов в вузовском учебном процессе.

Неформальная атмосфера семинара нисколько не помешала серьезному обсуждению работ начинающих исследователей. В будущем для тех молодых ученых, которые хотят выступить на семинаре и получить экспертизу своего исследования в научном сообществе, будет организовываться конкурс для участия в семинаре.

Создание ассоциации исследователей образования

Ярким событием конференции стала первая встреча Ассоциации исследователей образования (АИО). Эта ассоциация призвана обеспечить постоянную профессиональную и публичную коммуникацию исследователей образования внутри страны, поддержку молодых ученых и представлять российскую науку об образовании на международной арене. В ближайших планах  вступление в Европейскую ассоциацию исследователей образования EERA (European Educational Research Association). Отправить заявление на вступление в Ассоциацию можно здесь.

Кроме того, на конференции был представлен стенд, посвященный проекту по изучению трансформаций в высшем образовании в странах постсоветского пространства, и аннонсирован выход монографии «25 years of transformation of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries» под редакцией Исака Фрумина, Анны Смоленцевой и Йеруна Хаусмана, которая стала результатом этого масштабного международного проекта.