• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оценка образовательных результатов в монтессори-педагогике

27–28 октября 2017 в Институте детства РГПУ имени А.И. Герцена прошли IV Санкт-Петербургские монтессори-чтения. Конференция организована Межрегиональной Монтессори Ассоциацией и Монтессори-школой Михайловой. Тема конференции в этом году – «Образовательные результаты в дошкольном и школьном образовании по методу Монтессори». Участники из шести округов России представили научным экспертам и своим коллегам результаты образования детей по методу Монтессори. В качестве общественного эксперта организаторами был приглашен ведущий научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Алексей Обухов.

Метод Марии Монтессори – одна из наиболее известных в мире образовательных практик, системно реализующих идею ценности и уважения к личности ребенка, поддерживающих индивидуализацию развития способностей ребенка с учетом его возможностей, потребностей, запросов и устремлений. Психологическим основанием монтессори-метода выступает самостоятельная познавательная активность ребенка, направленная на освоение предметов и явлений окружающего мира. Ребенок сам определяет темп и способы освоения свойств предметов.

Мария Монтессори предложила свою дидактическую систему саморазвития детей в специально подготовленной среде более 100 лет назад, и за прошедшее время система претерпела изменения. При этом сохранились базовые идеи Монтессори, которые обрели конкретные технологии и методы реализации. В нашей стране монтессори-метод активно развивается в практике образования последние 25 лет. В основном в стране по монтессори-методу работают детские сады и начальные школы. Но уже есть единичные прецеденты и работы основной школы по монтессори-методу (например, в Монтессори-школе Михайловой в Санкт-Петербурге дети обучаются до 9 класса). 10 лет в России активно действует сообщество монтессори-педагогов – Межрегиональная Монтессори Ассоциация.

Вопрос об образовательных результатах – один из центральных в любой образовательной системе. И для монтессори-сообщества это вопрос не менее значим, особенно когда в стране приняты примерные образовательные программы по монтессори-методу в рамках ФГОС ДОО. Практика монтессори-метода должна соотноситься на уровне начального и основного общего образования с предметными, межпредметными и личностными результатами образования.

В ходе конференции Алексей Обухов провел экспертизу разработок, представленных на стендовой сессии, а также в рамках дискуссионной секции. Основной фокус экспертизы был определен следующим образом: «Образовательный результат – что, кем и как оценивается?». И тут становится явной особенность монтессори-метода в соотношении с другими подходами и требованиями ФГОС. Основное внимание монтессори-педагоги обращают на оценку среды и условий образования – в этом аспекте заданы четкие показатели, требования к предметной составляющей среды, к дидактическим материалам, которые детально проработаны для дошкольного и начального общего образования в связке с предметными областями и видами деятельности ребенка, а также начали разрабатываться для основного общего образования. При оценке деятельности и способов реализации учения основной акцент монтессори-педагоги обращают внимание на степень самостоятельности ребенка. Кроме того, есть различные методы реализации критериальной оценки уровня развития деятельности ребенка по наблюдаемым критериям.

Внимание в монтессори-педагогике уделяется и оценке взаимодействия (в первую очередь в аспекте степени самостоятельности ребенка от взрослого), что редко присутствует в других практиках образования. Весьма ценной является оценка субъективного результата обучения – насколько и как заложен в практику реализации инструментарий самооценки своего развития, который осваивает сам ребенок. И этот инструментарий может быть направлен как на внешний продукт (что сделано, насколько связано с эталоном, по каким критериям это можно самому оценить), так и на внутренний результат (что сам ребенок понял, какое свое «приращение» он осознал).

Как задается основание оценки? Тут в сообществе монтессори-педагогов используются различные способы: от внешних требований, действующих в нашей стране (ФГОС и др.); от внутренних требований (от сложившейся нормы конкретной культуры сообщества); от стартовых потенциалов в логике ориентира развития (в сравнении с самим собой) – на уровне коллектива и на уровне каждого конкретного ребенка. Последнее является наиболее ценным и важным в общем мировом тренде – индивидуализации системы оценки развития и достижений. И оно дополняет противоположную тенденцию – унификации измерителей в государственных и международных инструментальных системах оценки.

Особенность монтессори-метода в том, что он изначально выстраивался на основе идеи объективно измеряемых (через наблюдение за действием ребенка по конкретным показателям) показателях. При том, что изначально в сообществе монтессори-педагогов использовались различные «карты наблюдения», сейчас актуализируется вопрос использования видеозаписей деятельности детей. Пока это не стало расхожей практикой среди монтессори-педагогов, и к новым технологиям отношение в данном сообществе довольно настороженное. Однако это новая предметная и технологическая реальность, которой не было при жизни Марии Монтессори.

Обухов Алексей Сергеевич
Центр исследований современного детства: Ведущий научный сотрудник

 

Алексей Обухов также соотнес наработки и практику монтессори-педагогики с исследовательским обучением, продемонстрировал практику реализации «обучения через открытие» в основной школе Хорошколы, научным консультантом которой он является.

 

 

27–28 октября 2017 в Институте детства РГПУ имени А.И. Герцена прошли IV Санкт-Петербургские монтессори-чтения. Конференция организована Межрегиональной Монтессори Ассоциацией и Монтессори-школой Михайловой. Тема конференции в этом году – «Образовательные результаты в дошкольном и школьном образовании по методу Монтессори». Участники из шести округов России представили научным экспертам и своим коллегам результаты образования детей по методу Монтессори. В качестве общественного эксперта организаторами был приглашен ведущий научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Алексей Обухов.

Метод Марии Монтессори – одна из наиболее известных в мире образовательных практик, системно реализующих идею ценности и уважения к личности ребенка, поддерживающих индивидуализацию развития способностей ребенка с учетом его возможностей, потребностей, запросов и устремлений. Психологическим основанием монтессори-метода выступает самостоятельная познавательная активность ребенка, направленная на освоение предметов и явлений окружающего мира. Ребенок сам определяет темп и способы освоения свойств предметов.

Мария Монтессори предложила свою дидактическую систему саморазвития детей в специально подготовленной среде более 100 лет назад, и за прошедшее время она претерпела изменения. При этом сохранились базовые идеи Монтессори, которые обрели конкретные технологии и методы реализации. В нашей стране монтессори-метод активно развивается в практике образования последние 25 лет. В основном в стране по монтессори-методу работают детские сады и начальные школы. Но уже есть единичные прецеденты и работы основной школы по монтессори-методу (например, в Монтессори-школе Михайловой в Санкт-Петербурге дети обучаются до 9 класса). 10 лет в России активно действует сообщество монтессори-педагогов: Межрегиональная Монтессори Ассоциация.

Вопрос об образовательных результатах – один из центральных в любой образовательной системе. И для монтессори-сообщества это вопрос не менее значим, особенно когда в стране приняты примерные образовательные программы по монтессори-методу в рамках ФГОС ДОО. Практика монтессори-метода должна соотноситься на уровне начального и основного общего образования с предметными, межпредметными и личностными результатами образования.

В ходе конференции Алексей Обухов провел экспертизу разработок, представленных на стендовой сессии, а также в рамках дискуссионной секции. Основной фокус экспертизы было определен следующим образом: «Образовательный результат – что, кем и как оценивается?». И тут становится явной особенность монтессори-метода в соотношении с другими подходами и требованиями ФГОС. Основное внимание монтессори-педагоги обращают на оценку среды и условий образования – в этом аспекте заданы четкие показатели, требования к предметной составляющей среды, к дидактическим материалам, которые детально проработаны для дошкольного и начального общего образования в связке с предметными областями и видами деятельности ребенка, а также начали разрабатываться для основного общего образования. При оценке деятельности и способов реализации учения основной акцент монтессори-педагоги обращают внимание на степень самостоятельности ребенка. Кроме того, есть различные методы реализации критериальной оценки уровня развития деятельности ребенка по наблюдаемым критериям.

Внимание в монтессори-педагогике уделяется и оценке взаимодействия (в первую очередь в аспекте степени самостоятельности ребенка от взрослого), что редко присутствует в других практиках образования. Весьма ценной является оценка субъективного результата обучения – насколько и как заложен в практику реализации инструментарий самооценки своего развития, который осваивает сам ребенок. И этот инструментарий может быть направлен как на внешний продукт (что сделано, насколько связано с эталоном, по каким критериям это можно самому оценить), так и на внутренний результат (что сам ребенок понял, какое свое «приращение» он осознал).

Как задается основание оценки? Тут в сообществе монтессори-педагогов используются различные заходы по отношению к монтессори-методам: от внешних требований, действующий в нашей стране (ФГОС и др.); от внутренних требований (от сложившейся нормы конкретной культуры сообщества); от стартовых потенциалов в логике ориентира развития (в сравнении с самим собой) – на уровне коллектива и на уровне каждого конкретного ребенка. Последнее является наиболее ценным и важным в общем мировом тренде – индивидуализации системы оценки развития и достижений. И оно дополняет противоположную тенденцию – унификации измерителей в государственных и международных инструментальных системах оценки.

Норма для оценки образовательного результата может быть педагогами неосознанная; интуитивно осознаваемая в рамках общего вектора развития; конвенционально принятая и зафиксированная; четко обозначенная и детально описанная во внутренних документах; критериально измеряемая по объективным показателям. Особенность монтессори-метода в том, что он изначально выстраивался на основе идеи объективно измеряемых (через наблюдение за действием ребенка по конкретным показателям) показателях. При том, что изначально это в сообществе монтессори-педагогов использовалось через различные «карты наблюдения», сейчас актуализируется вопрос использования видеозаписей деятельности детей. Пока это не стало расхожей практикой среди монтессори-педагогов, и к новым технологиям отношение в данном сообществе довольно настороженное. Однако это новая предметная и технологическая реальность, которой не было при жизни Марии Монтессори.

Алексей Обухов также соотнес наработки и практику монтессори-педагогики с исследовательским обучением, продемонстрировал практику реализации «обучения через открытие» в основной школе Хорошколы, научным консультантом которой он является.