• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Междисциплинарные исследования образования и науки

В октябре в Касселе (Германия) прошла летняя школа, организованная Международным центром исследований высшего образования Университета Касселя (INCHER-Kassel). Темой школы в этом году стали границы в междисциплинарных исследованиях высшего образования и науки (Boundaries in Science and Higher Education Research). В школе приняли участие и сотрудницы Института образования Бэла Таловская (ПУЛ «Развитие университетов») и Зиба Джафарова (Центр социологии высшего образования).

Первая половина школы запомнилась насыщенными мастер-классами о бессознательном и сознательном нарушении в научных исследованиях. Так, участники подробно обсудили причины и последствия от p-hacking, HARKing и других форм нарушения. На другом мастер-классе участники разобрали нормы, регулирующие этичные исследования в социальных науках. Исследователи, заинтересованные в качественных методах сбора и анализа данных, имели возможность посетить воркшоп, посвящённый тонкостям интервьюирования.

Вторая часть Летней школы была посвящена методам сравнительного исследования в высшем образовании и медиа, а также форматам международного сотрудничества в научных проектах. Приглашённые спикеры из университетов Иерусалима, Люксембурга, Вены и Лейпцига обсудили преимущества и риски такого сотрудничества.

Зиба Джафарова представила доклад «Student-faculty Interaction in Russian Universities: Engineering Students’ Perceived Barriers and Incentives», в котором рассказала об исследовании опыта взаимодействия с преподавателями студентов-инженеров, проведённым с коллегами из Центра социологии высшего образования Института образования ВШЭ (научный руководитель Института - Исак Фрумин). В рамках данного исследования были проанализированы более 40 интервью со студентами выпускного года из 6 российских вузов. Фокусом работы является то, как студенты воспринимают роль своих преподавателей, а также какие существуют стимулы и барьеры в их взаимодействии.

Бэла Таловская выступила с докладом на тему «Resource-based stratification of the Russian Higher Education Institutions». В этом исследовании рассматривается организационное неравенство российских вузов с точки зрения их доступа к финансовым и человеческим ресурсам. Высказывается предположение, что за годы реализации различных программ поддержки отдельных групп вузов стратификация увеличилась по сравнению с первым годом реализации Мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. Для проверки этой гипотезы на первом этапе исследования была проведена кластеризация государственных головных вузов по показателям, измеряющим ресурсы. Эта операция была проведена для данных за 2012 и за 2015 год. Таким образом, возможно было сравнить размеры и характеристики кластеров в этих годах. Комментарии спикеров и других студентов школы оказались очень ценными для успешного окончания исследования Бэлы.