• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лучшие школы Ирана: кросс-культурное исследование образовательной практики

В начале ноября ведущий научный сотрудник Центра исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ Алексей Обухов с коллегами из МПГУ – профессором Заграт Айгумовой и доцентами Еленой Адамян и Луизой Адамян – находился в исследовательской экспедиции в Иране. Группа российских исследователей в Иран поехала по приглашению научного консультанта двух сетей ведущих частных школ Тегерана – Mofid School и Salam School – доктора Йадоллы Саадни.

Данная исследовательская поездка продолжает линию кросс-культурного изучения практики образования разных стран (Великобритании, Германии, Чехии, Словакии, Мексики), позволяющего отследить особенности практики реализации декларируемых задач модернизации системы образования, увидеть вариативность средств и способов реализации образовательных задач с учетом национальных особенностей системы образования, социокультурных запросов родителей к образованию.

Зачем ехать в Иран российским специалистам из сферы образования?

По мнению Алексея Обухова, на этот вопрос можно ответить следующим образом:

  • Иран – страна с высокой культурной ценностью образования в обществе, что в ситуации геополитических и экономических ограничений создает ситуацию поиска эффективных средств образования при минимальных финансовых ресурсах. И тут становится наиболее видимым, что уровень образования зависит не только от материальных и технических возможностей, но и от многих других значимых условий системы образования на уровне конкретных школ;
  • школьники из Ирана много лет на международном уровне демонстрируют высокие академические показатели, побеждают на международных соревнованиях и олимпиадах по робототехнике, физике, математике и в других сферах. В качестве участников Международной исследовательской школы старшеклассники ряда частных школ Тегерана ежегодно показывали наиболее высокий академический уровень, особую увлеченность как исследователей, очень хорошее владение английским языком. Естественно, интересно понять, с помощью каких усилий и средств добиваются этого школы, учителя и родители;
  • многие частные школы находятся в ситуации модернизации, направленной на расширение задач образования с академических результатов на развитие у обучающихся современных жизненных навыков, компетенций ХХI века. Полезно посмотреть, как происходит сам процесс модернизации, какие трудности и барьеры возникают, как они преодолеваются коллегами;
  • ряд современных моделей образования в Иране выстраивается в русле теорий когнитивной психологии и социального конструктивизма, в основе которых лежат идеи отечественного психолога Л.С. Выготского. И важно непосредственно увидеть, как теоретические концепты реализуются на практике с учетом национальных особенностей системы образования.

Частные школы Ирана

Иран – одна из древнейших цивилизаций, территория зарождения технологий, науки и образования, монотеистических религий. Исламская республика Иран, сохраняя культурное разнообразие, уделяет особое внимание развитию образования и науки. В больших городах Ирана среди значительной части населения высокий запрос на качественное и современное образование. Наиболее сильные результаты показывают частные школы.

В настоящее время система общего образования в Иране выстроена по трехлеткам: начальная ступень 1-3 классы; начальная ступень 4-6 классы; средняя ступень – 7-9 классы; старшая ступень – 10-12 классы. В ряде частных школ также имеется предшкольная ступень для детей 5-6 лет. 

В поездке 2017 года основное внимание было уделено только двум школьным сетям – Mofid School (в ней были посещены четыре школы: предшкола-начальная школа для девочек; средняя школа 7–9 классов для девочек; средняя школа 7–9 классов для мальчиков; старшая школа 10–12 классов для мальчиков) и Salam School (в ней были посещены две школы для мальчиков – средняя и старшая). Важно отметить, что данные школы показывают высокий уровень академических достижений по национальным и международным тестированиям, а старшая школа Salam в последние годы является первой в стране по уровню обучения физике и математике.

При изучении опыта Mofid School основное внимание было уделено изучению средств, методов и форм реализации принципов обучения, которые декларируются школой как основополагающие:

  • учителя направляют учеников, мотивируют и фасилитируют;
  • ученики имеют возможность исследовать;
  • ученики имеют выбор в своем обучении;
  • изучение опыта происходит из повседневной жизни;
  • предварительное знание учащихся имеет значение.

Изучалось, как организована образовательная среда в школах; посещались различные занятия, где на видео фиксировались методы организации учебной и познавательной деятельности детей; проведены встречи с учителями; обсуждались вопросы модернизации образования с администрациями школ. Отдельное внимание было уделено тому, как организуется исследовательская и проектная деятельность учащихся, а также способам взаимодействия школ с родителями.

В Salam School было изучено, как начинается модернизация школ с высокими академическими результатами. Как следует из запроса родителей, в современном мире высокие академические результаты оказываются недостаточными для развития современных жизненных навыков, эффективной социализации выпускников. Изучалось, как в школы внедряются новые учебные планы с профильными и универсальными курсами по выбору, продуктивные формы деятельности учеников в формате исследовательских и проектных работ с последующими публикациями.

Участники выезда также смогли посетить древний город Йязд, входящий в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Значительная часть города – хорошо сохранный средневековый глиняный город. Он также является главным центром зороастризма – первой монотеистической религии мира. В Йязде и Тегеране участникам выезда удалось зафиксировать ряд живых этнокультурных традиций, в том числе площадных мистерий и народных исламских обрядовых практик.