• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Навыки 21 века для учителей


2–3 и 17–18 ноября в Институте образования при инициативе и поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» прошли двухдневные тренинги «Формирование и оценка критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации на предметных уроках». Тренинги проводились ведущим научным сотрудником Центра социально-экономического развития школы Мариной Пинской.

В тренингах участвовали учителя и сотрудники московских школ №1799, 2116, 1595, 2086, «Новой школы», «Хорошколы», «Школы нового поколения», программы «Учитель для России», школ Ярославской области и Перми, а также сотрудники таких организаций, как «Школьная лига РОСНАНО», «Мосгортур», «WorldSkills Junior».

Ольга Мирясова

учитель географии ГБОУ г.Москвы «Школа №1799»

Я начала участвовать в проекте по развитию критического и креативного мышления в прошлом году. За это время я разработала и апробировала на уроках географии в восьмом классе несколько занятий, построенных на предметном материале и при этом развивающих 4К. Одна из моих разработок – урок по неблагоприятным климатическим явлениям – была предложена для проигрывания участниками тренинга. Было очень интересно слушать, как учителя рассуждают в процессе решения той задачи, которая я ставила перед восьмиклассниками.

Проект «Ключевые компетенции 21 века: 4К» реализуется в Институте образования уже полтора года. Его главные результаты в области внутриклассного оценивания – разработка и апробация в московских школах уроков, с одной стороны, развивающих такие навыки 21 века, как умение сотрудничать, доносить собственные мысли, мыслить критически и придумывать оригинальные идеи, с другой – тесно связанных с определенной предметной областью.


Другой важный результат – разработка и апробация инструмента для формирующего оценивания этих навыков внутри класса.

Вадим Полюга

Руководитель Гимназии «Хорошколы» и основатель i3.school

Детально проработанные методические материалы и освоение инструментария в деятельности с первого же часа вдохновляли и меня, и коллег. Из неожиданных эффектов: стало понятно, как можно сделать межпредметное взаимодействие в классических урочных ограничениях. Что стоило бы доработать создателям тренинга – это отслеживание кооперации как отдельного навыка. В целом, на фоне того, как «улетает в космос» дополнительное образование, очень интересно знакомиться с практиками, которые могут кратно увеличить вовлеченность и успеваемость в «индустриальной» школе.

Участники тренинга знакомились с разработанными в ходе проекта уроками и по их модели придумывали в группах собственное занятие. Во второй день тренинга они проводили разработанный ими урок, задействуя в качестве учеников всех остальных коллег.

Чем занимались «ученики» на уроках?

  • Исследовали процесс извержения вулкана с точки зрения биосферы, литосферы, атмосферы;
  • изучали карту Мещёрского края на основе фрагментов произведений К.Г. Паустовского;
  • продумывали способ доставки новогодних подарков из Великого Устюга в Москву с помощью разных видов транспорта;
  • исследовали процесс освоения человечеством космоса с использованием исторических фактов и советских и американских плакатов.

Кроме того, во время уроков учителя знакомились и с инструментом формирующего оценивания, наблюдая за работой группы и оценивая проявление в групповой работе одной из компетенций согласно разработанным индикаторам.

Ольга Тихомирова

зав. кафедрой начального образования Института развития образования Ярославской области

Участие в тренинге и работа в группе показали большие потенциальные возможности технологии формирования компетентностей будущего в практике школы. Важна позиция учителя – не наставника и «научителя», а фасилитатора самостоятельной учебной деятельности. Предлагаемая структура урока и подходы к его проектированию позволяют присвоить и реализовать последнюю позицию. В Ярославской области есть определенные ресурсы (методические, управленческие), которые могут стать базой для системной работы по проблеме формирования 4К не только учащихся, но и педагогов.