Канадские школы: поддержка учителей и вовлечение родителей
С 21 по 23 ноября 2017 г. эксперты Института образования НИУ ВШЭ и Московского городского педагогического университета, работающие над проектом «Ключевые компетенции и новая грамотность», изучали опыт школьного образования в канадской провинции Онтарио, которая выделяется одновременно высоким качеством образования и его широкой доступностью. Коллеги встречались с разработчиками образовательной реформы, начатой в 1990-е годы, обсуждали трудности и преимущества обучения через исследование – основного формата обучения в канадских школах – и продуктивного формирующего оценивания. Кроме того, они посещали средние школы, общались с директорами, наблюдали за занятиями.
«ОЙЗИ!» – этот счастливый возглас издали наши коллеги, приземлившись на прошлой неделе в Торонто. Канадский OISE – Ontario Institute for Studies in Education – мировой лидер в области образовательных исследований и партнер Института образования. Произносится его название именно так: «ОЙЗИ». Вместе при инициативе и поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» мы ведем проект о ключевых компетенциях и новой грамотности. В проекте с нами также работают ведущие образовательные центры из Китая, Финляндии, Англии, Кореи, США и Польши.
Что такое компетенции, зачем они нужны и где их брать? Как их втиснуть в переполненные учебные планы? А как же фундаментальные знания – где прочертить границу между ними и компетенциями?
Провинция Онтарио начала реформу образования в 1990-е годы, убедившись (на американской эмпирике), что счастливому и успешному человеку будущего, помимо обширных знаний, нужно кое-что еще – умение учиться, умение мыслить, умение действовать самостоятельно и в коллективе, нести деятельную ответственность за себя и свое общество. Всю совокупность таких умений сегодня называют «навыками XXI века». Другой важнейший драйвер образовательной реформы Онтарио – интеграция детей с самым разным социальным и культурным бэкграундом в общее школьное образование (в канадских школах до половины детей – из семей мигрантов).
На протяжении трех дней в Торонто эксперты Института образования НИУ ВШЭ общались с исследователями OISE, с представителями школьных округов и сотрудниками управления качеством образования, отвечающего за стандартизованное оценивание, а также с директорами школ и самими школьниками. Расспрашивали, как интегрировать задачу развития компетенций в реальную учебную ситуацию.
Побывали в двух школах – средних и старших по возрасту учеников и типичных по уровню. Видели слепую девочку с палочкой, спокойно идущую по шумному коридору школы. Видели трудного подростка, развалившегося с телефоном на диване во время урока – и подскочившего показать модель подпрыгивающего насоса, которую он соорудил накануне. Видели детей в инвалидном кресле на уроке драмы. Видели приглушающие шум теннисные мячики на ножках парт в классе для детей с аутизмом. Видели, как девятиклассники, отвечая на вопрос: «Ты понимаешь, что от тебя требуется, чтобы хорошо выполнить это задание?» – уверенно и внятно описывали критерии оценивания. Видели групповые проекты на стене в коридоре. Видели индивидуальные «карточки оценки», дающие качественную обратную связь о сильных и слабых сторонах ученика и помогающие ему скорректировать ближайшие цели обучения.
Как канадцам удалось внедрить все это в массовое образование? Они начали с учителей и родителей. Учителя получают мощнейшую методическую поддержку, активно включены профессиональное сообщество. Еженедельная встреча учителей и директора школы, посвященная текущим удачам и трудностям – приоритет в расписании каждого из них. Родителям разъясняют задачи и формат обучения и оценивания, роль ученика, учителя, родителя. Разъясняют и вовлекают до тех пор, пока предложенные цели из непонятных не становятся близкими.
Эксперты Института образования благодарят OISE за возможность почувствовать канадское образование изнутри и надеются, что этот опыт пригодится и в России.
Добрякова Мария Сергеевна
Институт образования: Главный эксперт