• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Институт образования ВШЭ начинает готовить учителей в очной магистратуре

Новая магистерская программа «Педагогическое образование», набор на которую впервые состоится в 2018 году, рассчитана на выпускников бакалавриатов непедагогических направлений подготовки, уверенных, что учить детей — их призвание. Студенты улучшат знания предмета, который собираются преподавать, получат общепедагогическую и методическую подготовку и уже во время обучения начнут работать в школах.

Чтобы выучиться на учителя, можно сразу после школы поступить в бакалавриат педагогического вуза или факультета. Но есть и другой вариант — получив непедагогическое образование в бакалавриате, пойти в педагогическую магистратуру.

Мировой тренд

Во многих странах для молодых людей оказывается предпочтительным именно второй путь. Сначала человек постигает основы той или иной науки — истории, филологии, математики и т.д., а потом учится на учителя. Таким образом, судьбоносное решение о выборе профессии он принимает не сразу после школы, а в более зрелом возрасте. По этой модели учителей готовят, например, во Франции.

Россия внедряет эту модель уже второе десятилетие, перейдя от единой пятилетней подготовки учителей к двухступенчатой — «бакалавриат+магистратура». «Отдельная задача — привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования, - гласит Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Дмитрием Медведевым в 2010 году. — Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям — в первую очередь, старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт».

Программа «Педагогическое образование» предназначена, прежде всего, для студентов, не имеющих существенного опыта работы в школе. В этом ее отличие от трех других заочных магистерских программ Института образования ВШЭ, рассчитанных в основном на действующих учителей, — Современная историческая наука в преподавании истории в школе, Современная филология в преподавании литературы в школе, Современная политическая наука в преподавании обществознания в школе.

Опрос старшекурсников гуманитарных программ бакалавриата ВШЭ еще в 2015 году показал, что более 50 процентов студентов хотят стать учителями или не исключают такую возможность. Есть случаи, когда выпускники бакалавриата Вышки поступают в магистратуру московских педагогических вузов.

«Если студент в возрасте 21 год понимает, что Ключевским или Добролюбовым он не станет, а к работе в школе у него есть интерес, то эта работа наверняка принесет ему и удовлетворение, и деньги явно большие, чем в некоторых других областях, — говорит академический руководитель магистерской программы «Педагогическое образование» Анатолий Каспржак. — К тому же практика показывает, что учителя, имеющие базовую предметную подготовку, особенно интересны детям».

Учебный план

Учебный план программы состоит из трех блоков: философско-педагогического, предметного и инструментального.

Задача предметных курсов — дать студенту более глубокое представление о предмете, который он собирается преподавать, расширить его представления о методологии соответствующей науки. Набор предметных курсов студент выбирает в рамках своей специализации (пока это история или словесность).

Инструментальный блок — это изучение образовательных технологий, которыми должен владеть учитель. Например, он должен знать возрастную психологию и владеть современными технологиями оценивания.

В программе предусмотрены электронные курсы, которые студенты смогут изучать дистанционно, в том числе два курса — на английском языке.

Преподавать на программе будут не только сотрудники Института образования ВШЭ, но и профессора факультета гуманитарных наук и, возможно, других факультетов ВШЭ. В числе преподавателей — Олег Федоров, отвечающий за обучение учителей в проекте «Учитель для России». В рамках этого проекта, который реализуется при участии ВШЭ, выпускники непедагогических вузов проходят переподготовку и направляются на работу в сельские школы.

Если человек любит читать, это не означает, что он сможет работать учителем литературы, подчеркивает Анатолий Каспржак. Не исключено, кому-то из студентов профессия учителя окажется не по вкусу или не по зубам, и тогда можно будет в процессе обучения перевестись на другую магистерскую программу. В магистратуре Института образования ВШЭ готовят не только педагогов, но и специалистов по измерениям в образовании, есть также программа «Доказательная образовательная политика». Проверить свою «профпригодность» студенты смогут во время практики в московских школах.

Практика

Практика — обязательный элемент магистерской программы.

Здесь за основу взят опыт французских университетов, когда студент, получив предметную подготовку в бакалавриате и придя в педагогическую магистратуру, в первый же год обучения начинает работать в школе по два раза в неделю, например, педагогом дополнительного образования. Затем сдает квалификационный экзамен и во второй год обучения работает учителем уже четыре дня в неделю, а учится по вечерам.

Студенты магистерской программы «Педагогическое образование» будут направлены или в партнерские школы ВШЭ, или в те школы, где директорами работают выпускники или студенты магистерской программы «Управление образованием». Институт образования ВШЭ будет курировать практику каждого студента, в школе за ним будет закреплен опытный учитель-методист, и директор школы также будет помогать ему в адаптации.

«Самый сложный период в жизни учителя — его первый приход в школу, — говорит Анатолий Каспржак. — К нему относятся настороженно, потому что он молодой, по-другому выглядит, не знает, как заполнять журнал, и вообще не знаком с гласными или негласными правилами школы. Поэтому к первому приходу в школу слушателей программы будут специально готовить, и, попав в школу, они будут там в центре внимания».

Научно-исследовательский семинар магистерской программы будет посвящен проектированию педагогической практики студентов в школах, ее обсуждению и осмыслению. Выпускная квалификационная работа также должна быть основана на опыте работы студента в школе.

Выпускники

Выпускники программы будут, во-первых, иметь хорошую предметную подготовку. Это позволит им эффективно готовить школьников к предметным олимпиадам и другим интеллектуальным состязаниям.

Во-вторых, благодаря вовлеченности в исследования Института образования ВШЭ они станут учителями-исследователями. Новшества, разработанные учеными Высшей школы экономики (например, новые учебные пособия) они смогут апробировать со своими учениками.

В-третьих, за время обучения каждый студент приобретет свой индивидуальный педагогический стиль. «Я не верю, что учитель работает по Каменскому или Песталоцци, — говорит Анатолий Каспржак. — Чтобы педагог обрел свой стиль, он должен работать в школе. И успеху в работе будут способствовать все дисциплины, которые они у нас изучат».

В том, что выпускники программы будут ориентированы именно на московские школы, Анатолий Каспржак видит особое преимущество. Он подчеркивает, что главная причина ухода молодых специалистов из школы в первые 3-5 лет работы — отсутствие возможностей для профессионального развития, а отнюдь не размер зарплаты. В московских же школах такие возможности есть. Причина в том, что сегодня каждая московская школа — это огромный многопрофильный образовательный центр, где учитель-предметник может выбрать себе специализацию по душе: работать с подростками, со старшеклассниками, специализироваться на подготовке к олимпиадам и т.д.

Абитуриенты

Программа ориентирована на выпускников бакалавриатов, получивших прежде всего гуманитарное образование, хотя и любое другое тоже допускается. Еще одно обязательное условие — знание английского языка, без которого не удастся освоить англоязычные курсы.

На программе ждут тех, кому, во-первых, нравится работать с детьми, в идеале — уже имеющих хотя бы небольшой подобный опыт. Во-вторых, тех, кто готов все ставить под сомнение — не только в научной работе, но и в собственной деятельности, что сложнее. В-третьих, людей с достаточной предметной подготовкой, что даст возможность больше уделять внимания методическим и психологическим вопросам.

При отборе абитуриентов будут учитываться дипломы профессиональных педагогических конкурсов, в том числе подтверждающие наличие у будущего учителя коммуникативных компетенций. Основная часть вступительного портфолио — мотивационное письмо, где человек убедительно объясняет, почему хочет стать учителем.

На программе 15 бюджетных и 5 платных мест. Студенты, работающие в бюджетных организациях, в том числе в школах, получают скидку 50% при оплате обучения.