• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Эксперты обеспокоены «нестыковками» в коммуникации семьи и школы

Обсуждение роли семьи в благополучии современного ребенка стало центральной темой Международной научно-практической конференции «Семья и дети в современном мире», которая состоялась в РГПУ имени Герцена при поддержке ряда профильных объединений, ведомств и организаций, в том числе Института образования НИУ ВШЭ.

Открывая конференцию, заведующий Лабораторией профилактики асоциального поведения, академик РАО Артур Реан подчеркнул: «От концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принятой правительством, до реальных дел очень большая дистанция. Принято считать, что семья – закрытый институт, но вопреки сложившемуся мнению необходимо включать семью в работу школьной психологической службы». Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин отмечает: «Да, коммуникация родителей и педагогов изменилась – родительские чаты в мессенджерах, к примеру, распространились повсеместно, но возникает вопрос, правильно ли стороны слышат друг друга при столь плотном общении».

Сотрудники Центра исследований современного детства Института Кристина Любицкая и Анастасия Нисская рассказали о наиболее распространенных каналах коммуникации, используемых в общении педагогов и родителей. По их словам, родители сегодня активно вовлекаются в образовательную траекторию своего ребенка, стараются контролировать то, что происходит в школе, иногда оказываются весьма требовательны к учителям.  При этом родители и школа не всегда одинаково понимают то, какой  должна быть вовлеченность семьи в образовательный процесс, предпочитают разные способы обмена информацией и взаимодействия. Проведя исследование детских садов и школ в мегаполисе и крупном городе, Анастасия Нисская и Кристина Любицкая сделали вывод о том, что родители гораздо больше, чем педагоги, хотели бы выстраивать общую коммуникацию с использованием социальных сетей, мессенджеров и других средств, которые позволяют решать вопросы оперативно и индивидуально. Педагоги более склонны использовать традиционные формы. Можно выдвинуть предположение, что это связано, в частности, со стремлением соблюсти определенные границы, не быть принужденными давать оперативные ответы в любое время дня и ночи.

Мария Новикова и Иван Коновалов, сотрудники Лаборатории профилактики асоциального поведения, представили исследования феномена школьной травли и агрессивности подростков в контексте школьных и семейных факторов. Масштабный онлайн-опрос старшеклассников был проведен в 4 Федеральных округах РФ в конце 2017 года, всего в нем приняло участие почти 900 учащихся.

Основные результаты исследования показали, что только треть детей никогда не являлась жертвами травли или же ее свидетелями, и около 40% заявили о том, что ни разу не были инициаторами буллинга. Важным представляется тот факт, что чаще жертвами становятся дети из семей с низким уровнем дохода, в которых работает только мать. Показана высокая связь таких характеристик школьного климата, как эмоциональная и деловая доступность учителей для контакта с учениками, наличие общешкольных правил, неукоснительных для соблюдения всеми участниками учебного процесса, а также оценка школы как безопасного места для пребывания, с более низкими показателями буллинга в школе.


Взаимодействие педагогов и родителей сегодня может значительно выиграть от разносторонней поддержки: со стороны сообщества, администрации школы, системы образования. Одним из способов развития эффективной коммуникации может стать целенаправленное повышение квалификации по программе «Профессиональная коммуникация с родителями», реализуемой Институтом образования. В рамках программы сотрудники Института обсуждают с педагогами, какими разными бывают современные родители, с чем связаны их тревоги и переживания, объясняют,что такое «интенсивное родительство». Семинарская часть сопровождается работой в психотерапевтических группах. «Педагоги совместно с опытным психологом пытаются понять, что в ситуациях интенсивного общения их задевает и как на эту ситуацию посмотреть более профессионально и объективно. На практических занятиях отрабатываются базовые навыки коммуникации и групповой работы, полезные в профессиональной жизни педагога», – рассказывает Анастасия Нисская.