• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Людей, готовых что-то предложить образованию, очень много»

Самые яркие цитаты семинара «Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной, дорогой непрямой: как становятся инноваторами в образовании?».

Татьяна Хавенсон, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ:

Инновационные импульсы возникают отовсюду, и ресурс здесь не только внутри образовательной системы, но и вне её. Инноваторы внутри и вне образовательной системы – это примерно одна и та же группа людей, готовая что-то делать, и это явно тот импульс, который надо ловить, собирать. Людей, действительно готовых что-то предложить образованию, очень много. Невозможно финансово поддерживать всех, и кроме традиционных институтов поддержки, которые, безусловно, полезны, но зачастую на чуть более поздней стадии, нужны какие-то инфраструктурные решения.

Диана Королева, директор Центра изучения инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ:

Разговор о качестве инноваций и их количестве. Как директору конкурса, мне всегда хочется показать, что 50% инноваций выжило и у всех финалистов всё хорошо, но на самом деле важно не это. Проба себя как инноватора, создание новых рабочих мест, обсуждение и объединение вокруг инновационной тематики – это то, что и называется «низовым динамизмом». Не все становятся известными балеринами, но наличие опыта классического танца, хореографии, работы над собой влияет на дальнейшую жизнь юного танцора.

Вадим Малыч, заместитель директора по образовательным проектам российского фонда венчурных инвестиций «Фонд развития интернет-инициатив»:

Количество инновационных проектов, которые мы запустим, не влияет на качество работы с барьерами, не помогает их преодолевать. Если фокусироваться на количестве, успешность проектов будет очень низкая, и очень много ресурсов будет потрачено впустую. Куда ценнее будет разобраться, какие же именно барьеры стоят на пути команд проектов, с чем они сталкиваются – и помочь им с этим.

Кирилл Зиньковский, академический руководитель образовательной программы « Управление в высшем образовании» НИУ ВШЭ:

Управляемо ли недовольство в системе образования? Когда система была в нестабильном состоянии, в 90-е годы, она просто выстрелила серией инноваций. Надо ли удерживать в системе молодёжь? Может быть, наоборот, надо выдавливать её в другие ниши? Это большие вопросы. Нужно ли сохранять изо всех сил стабильность всей системы, или часть её можно постоянно разрушать?

 

Сергей Яголковский, старший научный сотрудник научно-учебной лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ:

То, о чем вы сегодня говорили, может быть разделено на две компоненты. Первая – это творческий процесс инноватора, когда он генерирует новую идею, а  вторая – это реализация этой инновации. Это два совершенно разных процесса, в каждом из которых существует огромное количество каких-то препятствий и проблем. Для креативности прежде всего важна свобода и поддержка  инициативы, человек особо не будет креативить, если все его инициативы и идею постоянно гнобят и давят. Конечно, необходима инновационная среда, поддерживающая классные идеи, но если я уже скреативил что-то новое, новая идея появилась, то это отнюдь не гарантия того, что с этой идеей что-то произойдёт. В этой части процесса важны инновационные характеристики среды, в которой я нахожусь, но и в том числе личностные инновационные характеристики людей, с которыми взаимодействую. Когда свободы не достаёт, вполне естественно возникает недовольство, которое может выстрелить совершенно классными идеями, но, с другой стороны, оно может прибивать любые инициативы и желание человека продуцировать свои идеи.

Константин Фурсов, заведующий отделом исследований результативности научно-технической деятельности Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ:

Что нужно для того, чтобы инновация случилась и превратилась в ретранслируемое решение? На мой взгляд, есть три принципиальных фактора: первый – это ресурсная база, второй – инфраструктурная поддержка, и третье – это сообщество профессиональное, сообщество единомышленников. Это могут быть те же самые недовольные родители, преподаватели, то есть кто-то, кто может поддержать вас с точки зрения адаптации, потому что не всегда трансляция решений требует материального вложения. Кроме того, в случае с образованием формы инноваций могут быть очень разнообразными, это не всегда радикальное изменение.


 

Смотрите видеозапись семинара на Youtube-канале Института образования НИУ ВШЭ.