Прорывные инновации изменят образование
«Поиск инноваций в образовании – одно из главных направления работы нашего института, — заявил научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, открывая летнюю школу. – Закономерности появления и развития инноваций изучают сотрудники специально созданного у нас Центра изучения инноваций в образовании. Мы в значительной степени верим, что изменения в образовании обусловлены не приказами сверху, не громоздкими реформами, а именно инновациями. Они важны, их нужно поддерживать и развивать. В этом году состав финалистов конкурса особенно интересен. Несмотря на то, что аналоги некоторых проектов можно найти в других странах, я мысленно аплодирую вашей изобретательности. Ваши предложения – это ответ на актуальные проблемы, стоящие перед образованием в России».
Соорганизатор Конкурса инноваций в образовании – Рыбаков Фонд, поддерживающий образовательные проекты в России.
«Путь, по которому вы идете, — это путь открытий, новых возможностей и неожиданных трансформаций, — сказала директор Департамента конкурсных программ Рыбаков Фонда Наталья Киселева. — Как вы воспользуетесь этими возможностями, зависит от вас. Летняя школа конкурса – это не только официальные мероприятия, но и свободное время для вашего общения между собой. Кто-то выиграет на конкурсе, кто-то нет, но каждый из вас в дальнейшем сможет реализовать свой проект. Российское образование нуждается в стартапах, которые меняют отношения между семьей и школой, учителем и учеником, учителем и родителем, делают процесс обучения интересным и полезным для всех».
Летняя школа КИвО – это знакомство команд, лекции об образовании и о предпринимательстве, выступления финалистов конкурса прошлых лет, а самое главное – оценка представленных проектов экспертами, рекомендации по их доработке и представлению потенциальным инвесторам.
Именно к образованию будет иметь отношение большая часть стартапов-«единорогов», у которых оценка капитализации превышает 1 млрд долларов
«Сегодня эксперты Конкурса инноваций в образовании и его участники пережили «Экспертную трубу», — написала на своей странице Facebook директор конкурса Диана Королева. — 96 питчей и около 200 комментариев от экспертов, 30 обкусанных ногтей, 200 мл проглоченных слез, одно зависшее видео и «слишком много буКв». За три часа суметь показать свою презентацию директору по коммуникациям из Британской высшей школы дизайна, поделиться стратегией продвижения с руководителем проекта «Мел. Про образование и воспитание детей», дать заценить бизнес план руководителю Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ – это круто, даже если не все получилось».
«Образование будет меняться благодаря прорывным инновациям, — считает директор Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ Михаил Эрман. – По оценкам аналитиков, именно к образованию будет иметь отношение большая часть стартапов-«единорогов», у которых оценка капитализации превышает 1 млрд долларов. Такие стартапы появляются в отраслях, которые давно не менялись, — аналогичную ситуацию не так давно можно было наблюдать в банковской сфере. Меня немного удивило, что команды, прошедшие в полуфинал КИвО, не рассчитывают на золотые горы. Возможно, им не хватает амбиций и предпринимательского драйва. Они больше думают о содержании своего проекта, чем о том, как его монетизировать».
Игорь Мялкин, заведующий кафедрой Выксунского филиала НИТУ МИСиС (Нижегородская область) представил на конкурс проект «Открытое небо» — обучение детей управлению беспилотными летательными аппаратами. Он отправил свою заявку в последний момент, так что его проект – последний, полученный жюри, 503-й по счету. Идея проекта возникла, когда Игорь подарил игрушечный вертолет своему сыну, а тот никак не мог научиться им управлять, и дело кончилось разбитой люстрой. Сейчас проект действует на базе вуза, со школьниками и студентами (300-400 человек в год) занимаются вчерашние преподаватели робототехники. В планах Игоря — проведение фестивалей летательных аппаратов для семей с детьми, чтобы на них приезжали в Выксу из близлежащих городов.
Молодые учителя Мария Плоткина из Санкт-Петербурга и Глеб Лихобабин из Смоленска уже победили на конкурсе «iУчитель», организованном Рыбаков Фондом, и теперь хотят победить на КИвО. В летней школе они участвуют с проектом «GeekTeachers Fest — образовательное сообщество для учителей-миллениалов». Речь идет о фестивале для учителей, где их учат применять новые технологии в учебном процессе. «Это образовательное и развлекательное мероприятие, которое мы планируем проводить в разных городах России, — рассказывает Мария. – В фокусе – молодые учителя, в том числе студенты старших курсов, которые только начали работать в школе и столкнулись с проблемой выгорания. Мы хотим их обучать и поддерживать, чтобы они оставались в школе. Проект уже стартовал в социальных сетях».
Игорь Новиков, исполнительный директор московской компании «Нанолаб», и Евгений Гайбарян, студент второго курса МАИ, представили на КИвО программу для прямой манипуляции атомами в виртуальной рабочей среде (VR), рассчитанную на школьников. Школьник надевает очки виртуальной реальности и начинает собирать руками воображаемые молекулы и атомы, видит, что такое текучая жидкость, кристаллическая решетка и т.д. «Ребятам это поможет в профориентации и в дальнейшем обучении в вузе – например, при изучении нанотехнологий. Они будут понимать, как устроен микромир, и смогут выбирать современные естественнонаучные профессии более сознательно», — объясняет Евгений. У проекта уже есть альфа-версия, и благодаря КИвО его авторы хотят понять, кому он может быть интересен, как его внедрять и каким образом можно привлечь инвестиции.
Игорь Минин, доцент Сыктывкарского государственного университета, приехал на летнюю школу вместе с дочерью-девятиклассницей Анастасией. В их семейном проекте «Бабушка-school» (онлайн платформа с виртуальными рабочими местами для педагогов пенсионного возраста) участвуют супруга Ольга, также доцент университета, и сын Александр. Идея проекта в том, чтобы пенсионеры, прежде всего те, кто имеет опыт преподавательской работы, делились «лайфхаками» с молодежью на специальном портале в интернете. Например, кто-то захочет проанализировать сказку «Колобок», а кто-то – дать советы по воспитанию детей. Авторы проекта считают, что старшее поколение уже не боится «цифры», так что сайт поможет пенсионерам, у которых появилось свободное время, не потерять вкус к жизни, а молодежь получит возможность приобщиться к бесценному опыту. Вопрос о монетизации проекта пока обсуждается.
Надежда и Андрей Аверины – супруги из Улан-Удэ, их проект посвящен повышению квалификации учителей. Они сами педагоги, работали в государственной системе образования, Надежда даже возглавляла республиканский центр экспертизы образовательных программ, а потом начали собственное дело – открыли Региональное агентство развития и оценки качества образования. Там учителя повышают квалификацию по-новому – с учетом ошибок и изъянов традиционной системы. С 2013 года один из проектов агентства – «Педагогический акселератор», интенсивный курс изучения проектной деятельности в роли руководителей реальных проектов. С менторами и экспертной трубой — все как в настоящем бизнес-акселераторе для технологических предпринимателей. Идея оказалась востребованной, в акселераторе стали участвовать учителя из других регионов вплоть до Москвы и Владивостока, так что теперь задача авторов – масштабировать проект по всей России. На летней школе КИвО Надежда и Андрей получили советы, как лучше это сделать.