• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

В НИУ ВШЭ впервые защитили диссертацию, представленную в виде статей по одной теме исследований

11 сентября выпускник аспирантуры Института образования ВШЭ Иван Смирнов защитил диссертацию кандидата наук об образовании на тему «Дифференциация учащихся по академической успеваемости в социальной сети». Его диссертация состоит из четырех публикаций в научных журналах, а также описания методологии, дизайна и основных результатов исследования.

Год назад Высшая школа экономики получила право присуждать собственные ученые степени, после чего в университете была проведена реформа диссертационных советов и процедуры защит. Среди новшеств, которые появились в Вышке, — не только формирование специального комитета для защиты каждой диссертации, но и возможность для соискателя защитить диссертацию, представленную в виде статей по одной теме исследований, а не только по традиционной схеме защиты.

Иван Смирнов, заведующий Лабораторией методов науки о данных в исследованиях образования Центра исследований современного детства Института образования ВШЭ, по первому образованию — математик (СПбГУ), по второму — биолог (Paris Diderot University). Сейчас его научные интересы сконцентрированы в области применения науки о данных к исследованиям образования.

В его диссертации (научный руководитель — Катерина Поливанова) предложены методы извлечения данных, обладающих высокой степенью достоверности, из социальной сети ВКонтакте, а также способы их сопоставления с образовательными данными. В частности, Иван Смирнов изучил структуру дружеских связей учеников и показал, что вероятность дружеской связи онлайн тесно связана с географической близостью. Было выявлено, что социальные связи учащихся дифференцированы по успеваемости и что уровень этой дифференциации возрастает со временем. Еще один вывод — что интересы школьников в социальной сети также дифференцированы по успеваемости, при этом разрыв в образовательных достижениях между подписчиками разных групп ВКонтакте может быть эквивалентен двум годам формального обучения.

«О том, что в некоторых странах диссертация в определенных дисциплинах может представлять собой тексты нескольких статей, к которым добавлено небольшое введение и заключение, я, конечно же, знал, — рассказывает Иван. — Такой формат мне казался очень логичным — ведь аспирантура готовит самостоятельных исследований, и защита должна отражать реальность научной деятельности. Если ученый в рамках своей повседневной работы пишет именно статьи и не пишет ничего похожего на диссертации, зачем требовать от него то, чего он никогда больше не будет делать в жизни? Поэтому когда в Вышке официально появилась возможность защиты по статьям, я воспользовался этой опцией».

Члены комитета единогласно проголосовали за присуждение Ивану Смирнову ученой степени кандидата наук по образованию, а затем, отдельным голосованием, также единогласно одобрили присуждение степени с отличием.

Председатель комитета, проректор ВШЭ Игорь Чириков отметил, что новый формат защиты для диссертационного совета проще, чем традиционный, — статьи опубликованы, изменить в них ничего нельзя, и если эти статьи появились в хороших журналах (в данном случае — «Вопросы образования», PLOS ONE, а также материалы конференции Американской ассоциации искусственного интеллекта), это показатель качества. По его мнению, именно поэтому защита отчасти напоминала научный семинар — присутствующие в зале исследователи не только анализировали выводы соискателя, но и сами высказывались по теме исследования.


© Михаил Дмитриев/ Высшая школа экономики

«Работа хорошо укладывается в новый формат, когда соискатель защищается по совокупности статей, а не по «кирпичу», — считает член комитета, проректор ВШЭ Мария Юдкевич. — В каждой статье поставлен исследовательский вопрос, на него дан исчерпывающий ответ, а вместе статьи складываются в единое целое, дают общее представление об исследовании».

По мнению Виктора Болотова, заместителя председателя Диссертационного совета по образованию ВШЭ, возможность защиты по статьям — это шанс получить ученую степень для тех, кому не хочется тратить год жизни на диссертацию. «У некоторых коллег есть хорошие статьи, но нет времени, — поясняет он. — Они считают, что лучше написать книгу или еще статьи, чем выполнять формальный ритуал. На мой взгляд, для тех, кто оценивает диссертационную работу, анализировать статьи интереснее. Не случайно на защите Ивана члены комитета цитировали его статьи, находили там «изюминки», которые могли бы и не попасть в диссертацию».

«Несмотря на то, что защита проводится по статьям, по факту все равно оценивается целостная работа, — говорит Иван Смирнов. — Ведь в требованиях указана еще и необходимость теоретической рамки — общей части. Содержательно защита по статьям отнюдь не проще, так как требует тех же шагов, что и при создании «кирпича». Но зато можно не пересказывать заново содержание статей, а просто их приложить, что, конечно, удобнее. Да и общая часть становится компактной — никто не скажет, что, например, во введении написано мало, а такое бывает в российской научной традиции, когда определяется минимум необходимых страниц, а не максимум, как в западной практике».