• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

"Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк."

Самые яркие цитаты семинара "Мифы о поколении Z".



Витор Александрович Болотов, доктор педагогических наук, профессор, член Ученого совета НИУ ВШЭ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ:

Надпись на гробнице фараона: "Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк."

Сигналы, которые идут от быстроменяющегося мира - они гораздо сильнее, чем поколенные сюжеты, и в этом плане мир заставляет всех меняться, с разной скоростью.   Кто-то быстрее адаптируется, кто-то медленнее.  Рассуждения дают основание для продолжения работ в этом направлении.



Богачёва Наталья Вадимовна, кандидат психологических наук, доцент МГМУ имени И.М. Сеченова:

Когда мы говорим о мифах – мы говорим о тех высказываниях, которые фигурируют в популярной литературе, на различных сайтах, в газетах.

Про детей поколения Z говорят, что они многозадачные, склонные к суициду, открытые к новому опыту, гедонисты, или, наоборот, очень умеренные в своих деланиях и воззрениях.

Ни у кого не вызывает удивления, что современные подростки делают несколько дел одновременно. Кроме того, так поступают и современные взрослые. Это определяется тем ритмом жизни и теми технологическими изменениями, которые произошли в нашей повседневной деятельности.

Дети и подростки читают даже больше чем 30-летние люди. Правда исследователи отмечают, что сложность книг, которые читают дети до определенного возраста, возрастает, а потом остается на том же уровне.

Опросы показывают, что вопреки нашему пониманию о том, что современным подросткам можно рассказывать все, что угодно, они зачастую демонстрируют большее недоверие, например, к рекламе в интернете, чем взрослые.

Все меньше подростков употребляют алкоголь, все меньше подростков  вовлекаются в ранние половые связи, все меньше подростков забывают пристегнуться, когда они сидят за рулем. Можно предположить, что эти данные указывают на большую ответственность подрастающего поколения, но точно также эти данные в работе интерпретируются в контексте совершенно обратном. Речь о том, что подростки  остаются инфантильными, они не готовы к взрослой жизни. В данном случае отказ от рискованного поведения можно воспринять как благоразумность, так и как неготовность пробовать новое. 

Такие ценности как свобода, самовыражение, в конце концов, как ориентация на собственную идентичность и индивидуальность. То, что мы можем назвать эгоцентризмом – является ключевой характеристикой подростков. В этом возрасте подростки думают о себе,  о том как показать свою уникальность и индивидуальность. Можно сравнивать это с другими поколениями, но тогда нужно сравнивать только подростков с подростками. 

Пассивное просматривание чужих лент, новостей  и мысль о том, что у других людей жизнь более насыщенная, чем своя собственная может провоцировать появление депрессивных состояний. Не только у детей и подростков, но и у взрослых людей. В зависимости от того, как мы используем социальные сети, мы можем или использовать их как источник для противостояния депрессии, либо точно также только ухудшать наше эмоциональное состояние.

Нам кажется, что современные дети, современные подростки имеют массу навыков владения современными цифровыми технологиями, с детства, с рождения буквально умеют пользоваться планшетами, компьютерами, и взрослым нечему их научить. Однако исследования показывают, что это не совсем так, и владение технологиями у детей подростков сильно преувеличено. Да, они умеют включать компьютеры, использовать какие-то программы, но те навыки, которые позволяют действительно профессионально ориентироваться и, в частности, не попадать в сложные ситуации, связанные с неправильным использованием компьютеров, социальных сетей, навыки сетевой этики, навыки оценки рисков, которые могут возникать при использовании интернета и компьютеров, даже банальные навыки использования антивирусных программ у детей и подростков зачастую не выше, чем у взрослых.




Касамара Валерия Александровна, кандидат политических наук, проректор НИУ ВШЭ, доцент департамента политической науки, заведующая научно-учебной лабораторией политических иследований НИУ ВШЭ:

Есть родители наших студентов – поколение «Надо», есть студенты, которые скорее поколение «Хочу», и есть те «зеты», мы их пока классифицировали, условно, как «Ничего не знаю, ничего не надо, ничего не хочу». И здесь мы понимаем, что если переходить на терминологию более академическую, то мы можем видеть, что есть родители, у которых была жесткая мотивация к достижительному поведению, и мы видим студентов по поводу которых часто решается вопрос, как их на что-то стимулировать, потому что резко падает интерес к деятельности. Родители были способны выполнять длительные проекты. Студенты «ломаются» на длительных проектах, и мы вынуждены разбивать их на маленькие части.



Толстых Наталья Николаевна, профессор, доктор психологических наук, заведующая кафедрой "Социальная психология развития" МГППУ:

Взрослые видят, что им на смену приходят какие-то уж очень другие. Было что-то рассказано про современных детей, но об этом поколении мы сможем судить только в 30-е, потом. Поколение можно оценить только когда дети выходят во взрослую социальную жизнь.
Я присоединяюсь к тому типу людей, которые считают, что поколение само по себе изучать невозможно. Поколение отцов обращается к молодым, видит этих молодых через призму мифов. Молодые тоже обращаются к взрослым со своими какими-то запросами. Думается, что разговор об «обращении» поколений еще впереди.




Елизавета Сивак, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ:

С одной стороны, очень многие люди считают, что да, есть журналисты со своими задачами, есть маркетологи, и зачем нам туда лезть. Но в каких-то темах, в частности в этой, нам показалось, что была преодолена черта, за которой сложно оставаться в стороне. Задача этого доклада, пусть и заключается в каком-то отпоре вот этим популярным представлениям, очень важна.