«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»
Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.
Статистика знает не всё
Открывая дискуссию, научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин заметил, что благополучие — не очень привычный предмет для исследований в российской традиции. Нет устоявшего определения этого понятия.
Согласно исследователям ОЭСР, благополучие — это интегральная характеристика, объединяющая:
психическое и физическое здоровье
безопасность
субъективную удовлетворённость жизнью
социальную включенность
качество окружающей среды
материальный достаток
доступность образования и саморазвития
Статистика не дает четкого ответа на вопрос, являются ли цифровые технологии риском — или происходит культурный сдвиг, который нам пока не очень понятен?
С одной стороны, подростки 14-17 лет проводят перед экранами в среднем по 5 часов в день и отправляют около 470 сообщений в неделю.
С другой — 57% подростков заводят друзей онлайн, а доля подростков, употребляющих алкоголь, никотин и наркотики, снизилась с 2007 года на 50%.
(по данным Pew Research Center и UK National Health Service)
Проблема может заключаться не в цифровых технологиях как таковых, а в компетентности тех, кто ими пользуется
Ведущие исследователи отмечают, что именно в этом плане увеличивается разрыв между странами и социальными группами.
На взгляд Фрумина, мы склонны преувеличивать риски. Лаборатория профилактики асоциального поведения Института образования ВШЭ изучала распространенность различных форм агрессии и выяснила, что около 30% детей сталкиваются с кибербуллингом. Это большая цифра. Но доля детей, которые страдают от хулиганов в реальной жизни — значительно больше.
«Цифра» сделает образование доступным
Изучение проблемы благополучия невозможно без фундаментальных исследований нейрофизиологии и психологии детей, считает министр просвещения РФ Ольга Васильева.
Что касается непосредственного использования цифровых технологий при работе с детьми, то в Минпросвещения воспринимают их как инструмент, который позволит максимальному числу детей и подростков получить качественное образование. При этом «никто не собирается заменить школу онлайн-курсами, а учителей — роботами и планшетами», подчеркнула Васильева.
Она выделила основные задачи, решаемые с помощью «цифры». Первая — перевод управления отраслью в режим принятия решений на основании больших данных.
Будет сформирована общая база сведений о системе образования, ее параметрах, ресурсах и участниках процесса
Именно из нее, в один «клик», смогут извлекать информацию контрольно-надзорные органы — учителя будут освобождены от большого количества нынешней бумажно-отчетной работы.
Вторая задача — создание личных кабинетов учеников и учителей. Для ученика это фиксация успехов и затруднений, адресная поддержка и сопровождение, а для учителя — возможность сформировать траекторию профессионального роста. И не менее значимая возможность, которую даст цифровая платформа — возможность выбора качественного образовательного контента, что особенно важно для сельских школ и детей, проживающих на отдаленных территориях.
Школьники не готовы отказаться от учителей
Руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева отметила, что необходимо не просто точечное использование отдельных технологий, а создание новой цифровой среды, в которую включены и дети, и взрослые. Она предполагает иной тип взаимоотношений. «В условиях цифровой среды роль живого человека, учителя, только возрастает», — считает она.
От преподавателя на уроке не готовы отказаться и сами школьники. Заместитель председателя комитета по образованию и науке Госдумы Любовь Духанина привела данные опроса учеников: половина из них готовы активно использовать информационные технологии на уроках, но почти столько же хотят получать информацию от учителя.
20% школьников говорят, что компьютеры должны использоваться не на всех уроках
Данные российских медиков показывают: «школьные болезни» (связанные с опорно-двигательным аппаратом, зрением, пищеварением) в последние годы распространяются. Все меньше детей покидают школу полностью здоровыми — сейчас их всего 12%. Необходимо дополнительно исследовать, насколько сильно на это влияет увлечение интернетом и компьютерными играми.