• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Можно ли окончательно искоренить «буллинг»?

На XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества профессор Дороти Л. Эспелейж (Университет Флориды, США)  представила подробный отчет о своих исследованиях в области жестокого отношения среди молодежи на протяжении более двух десятилетий, которые легли в основу статьи «Предотвращение агрессии среди молодежи: стратегии, основанные на результатах исследований».

Проблема агрессии среди молодежи, как область научного исследования, все еще находится в зачаточном состоянии в России. Но это не значит, что это не важная проблема. «В феврале 2019 года, - рассказывает профессор Эспелейж, - российская пресса сообщила, что над каждым четвертым русским школьником издеваются. Это феномен, который происходит здесь, в России. Но вы не одиноки. Такое происходит во всем мире»

Профессор начала свою работу над этой темой в 1993 году, когда существовало только 5 статей на эту тему. Сейчас, в 2019 году, об этой проблеме написано более тысячи статей в США и трех тысяч по всему миру.

Главное, что она выяснила после десятилетий исследований, по словам профессора Эспелейж, это то, что простого решения этой проблемы не существует. «Очень сложно предотвратить «буллинг» в большинстве стран мира. Некоторые страны справляются лучше, чем другие. Например, Финляндия в этом очень преуспела. А США, Канада и Австралия с этой задачей не справились»

А проблему определенно нужно решать. «По результатам мета-анализа стало понятно, что дети, которые являются жертвами «буллинга», имеют высокий уровень депрессии, тревоги и самоубийств. На самом деле, во многих наших странах явление подросткового суицида приняло масштабы эпидемии»

Сложные (каверзные) аспекты проблемы

Агрессивное поведение по отношению к сверстнику не происходит в вакууме (на ровном месте). Исследования показывают, что издевательства являются предшественниками других форм насилия, особенно насилия по половому признаку. «Эта тема всегда достаточно болезненна. Но вы должны знать: лонгитюдные исследования показывают, что дети, много лет издевавшиеся над своими сверстниками, годами позже оказываются связанными с сексуальной агрессией.

Одним из компонентов сексуальной агрессии являются гомофобные высказывания. Помимо учеников с ограниченными возможностями (аутизм, дефицит внимания и т.д.), дети, которые определяют себя как лесбиянки, геи, бисексуалы или транссексуалы, особенно часто  подвергаются издевательствам. Впервые замеченные в Великобритании тридцать лет назад, гомофобные издевательства набрали обороты в качестве темы исследования в последние десять лет. Исследования показали их связь с последующим сексуальным насилием (агрессией). Однако, учитывая сложность этой темы для научного изучения, «эта тема может быть не та, с которой вы хотите начать свою исследовательскую программу», - говорит она.

Другим сложным аспектом агрессии среди молодежи является домашнее насилие. «Мы находим, что конфликты в семье, агрессия среди братьев и сестер, и насилие в семье связаны с высоким уровнем агрессии», - говорит профессор Эспелейж, - значит, мы должны подумать о родительском вкладе в это явление - опять же, очень сложной теме. Про семейное насилие и издевательства написано только 200 работ. Это сложная отправная точка, потому что семьи не обязательно хотят говорить о том, что происходит дома».

Также исследования показали, что насилие и сексуальные домогательства приводят к подростковой агрессии в отношениях или насилию на свиданиях. Мы только начали изучать это в США. Эта модель развития означает, что если вы просто сосредоточитесь на травле подростков, не понимая, что она трансформируется в другие формы агрессии, вы можете достигнуть ограниченного успеха в снижении насилия в течение всей жизни. Я считаю, что лучший способ задуматься о предотвращении агрессии и повышении благополучия учащихся – подходить к проблеме комплексно».

Предотвращение: социально-экологическая перспектива

 «Когда мы думаем о предотвращении, мы должны учесть все что окружает наших детей, - говорит профессор Эспелейж. Поскольку не все дети реагируют на «буллинг» одинаково, когда взрослые говорят каждому ребенку одинаково справляться с издевательствами это не работает. Личности и окружение варьируются. Поэтому исследователям нужно учесть социально-экологическую перспективу и рассмотреть все «слои», окружающие ребенка»

Семья

Существует поговорка: яблоко от яблоньки недалеко падает. Мы замечаем, что это правда. Иногда, если вы работаете в школе, встречаете отца или мать ребенка-хулигана, у вас возникает мысль: «Яблоко от яблоньки!». Этот ребенок в некоторой степени выучил, что именно так нужно вести себя со своими сверстниками. Это не делает их плохими детьми; это единственное, что они знают.

Одноклассники и школы

Мы также нашли подтверждение так называемой гипотезе гомофилии. Эта идея заключается в том, что общение с детьми, которые издеваются над другими, в том числе и сексуально, побуждает других детей участвовать в издевательствах. Мы также заметили, что дети, которые общаются со сверстниками, которые вежливо разговаривают с родителями и выполняют домашние задания, будут делать то же самое». Это измерение социальной среды ребенка важно, потому что хулиганы часто популярны. В нашей недавней работе мы стараемся заручиться поддержкой этих детей в наших профилактических программах.

Общество

Хотя это не далеко панацея, принятие законов помогает. В 1993 году в Америке, из пятидесяти штатов только в одном был принят закон против «буллинга». В 2019 году в каждом штате США действует подобный закон. Америка, как и Россия, является неоднородной страной, некоторые части страны более консервативны, и хулиганы остаются незамеченными. В других регионах дети чувствуют себя в безопасности от травли. Это зависит от стратегии и методики. Без законов издевательства не предотвратить. Однако простое наличие закона не предотвратит издевательства. Это также зависит и от общества.

Сообщества

Было много межнациональных сравнений стран. В США уровень издевательств увеличился за последние 2 года. Даже такой фактор, как национальный дискурс, имеет значение. Дети в школах подражают тому, что они видят в политике. Об этом надо задуматься.

Наказание и медиация не работают

Среди множества аспектов исследований и возможных способов предотвращения и вмешательства профессор Эспелейж выделила два конкретных подхода, которые не работают. Первым неудачным подходом, который она описала, было наказание. Мировые исследования показывают, что если вы хотите снизить уровень виктимизации на 20%, вам нужны дисциплинарные ненаказательные, то есть нельзя отчислять хулиганов из школы. Вместо этого нужно обучать родителей  о буллинге, а дети должны учиться совместной работе в группах.

Еще один неудачный подход – медиация или посредничество. Мета-анализ показал, что вы НЕ ДОЛЖНЫ медиировать буллинг. Нельзя сажать хулигана и его жертву в одну комнату вместе. Помните о разнице сил. Было обнаружено, что когда так делают, издевательства становятся хуже. Если они друзья, у которых конфликт, то это нормально. Но никто не хочет сидеть напротив своего мучителя.

Программирование социального и эмоционального обучения

Доказано, что одной из тактик борьбы с травлей является Программирование Социального И Эмоционального Обучения (SEL). Профессор Эспелейж помогла внедрить SEL в Австралии, Израиле, Корее, Японии и других странах. Разработанные в 1994 году программы SEL, направленные на развитие социальных навыков, как было показано, предотвращают издевательства, способствуют успехам в образовании и поддерживают благополучие учащихся.

SEL уделяет внимание пяти навыкам:

• самоанализ (способность точно распознавать свои эмоции и мысли);

• социальная осведомленность (понимание того, как ваше поведение, восприятие, эмпатия и сочувствие влияют на других);

• самоуправление (способность регулировать себя и разрешать или предотвращать конфликты);

• навыки отношений (способность устанавливать и поддерживать здоровые отношения);

• ответственное принятие решений (способность принимать конструктивные решения на основе этических норм).

SEL изначально был предназначен для улучшения социальных навыков детей (а не для того, чтобы напрямую уменьшить травлю). Профессор Эспелейж определяет SEL как полезную отправную точку. «По мере того, как вы будете продвигаться вперед в понимании буллинга, и, если есть сопротивление, SEL может стать способом поговорить о профилактике издевательств».

Кто-то может поспорить, что SEL слишком мягкий, не когнитивный, но людям нужны навыки отношений. Многие из нас успешны в работе и в жизни, потому что могут поддерживать здоровые отношения. Мета-анализ показал, что в 82 школьных исследованиях были продолжительные положительные результаты. Когда дети знакомятся с SEL, будь то учебная программа в классе, внешкольная программа, художественная программа или музыкальная программа, происходит более позитивное развитие молодежи, включая просоциальное поведение.

Было доказано, что SEL оказывает долгосрочный эффект и является прогнозирующим фактором для взрослых – физического здоровья, преступности, употребления наркотиков. Дети с отличными навыками SEL в будущем имеют хорошую работу, не бывают замечены в криминальной деятельности, меньше употребляют наркотики и имеют меньше проблем с психическим здоровьем.

При внедрении программ SEL в школах, реализовать их должны учителя, а не психологи. «Это обусловлено тем, что многим нашим учителям не хватает навыков SEL, - говорит профессор Эспелейж, - таким образом, они тоже учатся совершенствовать свои компетенции SEL».

Чтобы измерить успех SEL, профессор Эспелейж и исследователи провели шестилетнее исследование. Они обнаружили, что у детей в возрасте от 10 до 12 лет, которые учились в школах, где осуществлялась эта программа, через три года снизились физическая агрессия, травля, виртуальная агрессия, гомофобные ругательства и сексуальные домогательства.

У нас были лучшие результаты, когда учителя реализовали программу так, как она была задумана.

Профессор Эспелейж, однако, предупреждает,  что некоторые учителя будут неохотно брать это на себя, или будут преподавать не все уроки. Поэтому важно оказывать поддержку учителям.

Она также отмечает, что это только начало долгого процесса. «3000 статей спустя, у нас еще много работы. Были определенные успехи; мы, вероятно, никогда не искореним агрессивное отношение к сверстникам (не в моей жизни), но я надеюсь, что мы сможем уменьшить его более чем на 20% в ближайшие годы. И я надеюсь, что когда я вернусь в Россию, будет гораздо больше исследований на эту тему».

Профессор Эспелейж - профессор психологии в Университете Флориды (США), где она занимается исследованиями издевательств, гомофобных насмешек, сексуальных домогательств, насилия на свиданиях и насилия в бандах. За последние 22 года она написала более 190 рецензируемых статей, шесть отредактированных книг и 70 глав на эти темы. Ее исследования направлены на преобразование эмпирических результатов в программы профилактики и оперативных мер: она консультирует членов Конгресса и Сената по вопросам законодательства о предотвращении «буллинга», проводит регулярные вебинары для правительственных учреждений США, таких как Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC), Национальные институты здравоохранения (NIH) и Национальный институт юстиции (NIJ), для распространения исследований. Также она была консультантом на сайте stopbullying.gov.