• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Российским регионам не хватает психометрики

Российским регионам не хватает психометрики

Национальные проблемы науки разных стран обсудили в Канаде

Психометрика в России – наука «со сложной судьбой»: всё, связанное с культурой точных измерений в педагогике и психологии, было разгромлено партийным постановлением 1936 года. Однако реабилитация этого направления исследований в 80-х – 90-х годах не привела к расцвету в нашей стране. Почему? Об успехах и трудностях российской психометрической школы рассказала научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Алина Иванова на международной конференции в Торонто: на ней ведущие психометрики мира разбирали свои «национальные кейсы».

Американская ассоциация исследователей образования (AERA) и Национальный совет по измерениям в образовании (NCME) проводят конференцию ежегодно – это один из старейших мировых форумов исследователей образования. В этот раз его темой стали «исследования в эпоху «постправды» и стремление к большей доказательности исследований. Ученые призвали к «прямым и честным дискуссиям о роли тестирования в обществе», не закрывая глаза на то, что «эта роль может быть не всегда положительной». Представители семи крупнейших национальных школ по измерениям рассказали о своей специфике формирования нового поколения экспертов.

Алина Иванова рассказала о российском опыте. По ее словам, магистратура «Измерения в психологии и образовании» НИУ ВШЭ все еще остается единственной, сфокусированной именно на изучении психометрики, потому что несколько других программ в университетах Москвы, Санкт-Петербурга, Томска сосредоточены на той или иной специфике, например, на компьютерном тестировании, или разработке тестовых материалов. Таким образом, огромный интерес к тестированию в науке, который появился в России в 90-е годы, не привел к масштабному появлению психометрики в университетах. С этим связаны нынешние проблемы российской психометрической школы. Прежде всего, это нехватка специалистов из-за ограниченной «пропускной способности» магистратур и недостаточное распространение психометрической культуры в регионах. Печально, но факт: выпускники ВШЭ и других тематически близких магистратур востребованы, в первую очередь, в столице.

Чтобы расширять подготовку специалистов, Институт образования в 2018 году открыл новое направление аспирантской школы – «Измерения и оценивание в образовании», ежегодно проводит летние школы по психометрике, а день психометрика стал еще одной формой международного общения специалистов и постоянного обмена опытом.