Возрастные и индивидуальные различия интеллекта – две стороны одной медали
Выступление Андреаса Деметроу, заслуженного профессора университета Никосии, в рамках Дней международной академии в Москве оказалось в каком-то смысле уникальным. Оно посвящено когнитивным способностям, возможностям их концептуализации, оценки, развития. Спич занял 45 минут, как сказал сам Андреас - по минуте на каждый проведенный год исследования. И это была отличная возможность для слушателей проверить собственные когнитивные навыки – отследить направление мысли, обратить внимание на ключевые моменты, сделать выводы и запомнить главное. К счастью, выступление было настолько интересным, что очень хотелось (по крайней мере, автору этих строк) справиться с эти как можно лучше.
Ключевые моменты лекции от научного сотрудника Лаборатории профилактики асоциального поведения Марии Новиковой:
На сегодняшний день вопросами человеческого познания (в широком смысле слова) занимаются разные области знания: когнитивная нейронаука, психология индивидуальных различий, науки о развитии и т.д. В итоге, различных фактов накоплено очень много, но они по-прежнему достаточно фрагментарны, и сложности интеграции только возрастают. По крайней мере, в какие-то моменты нам, исследователям, кажется, именно так.
Какой же должна быть «хорошая теория когнитивных способностей»?
Она должна удовлетворять нескольким требованиям:
- Описывать архитектуру познания, то есть определять, какие процессы в него входят;
- Давать понимание закономерностей изменения когнитивной сферы в течение всей жизни человека, когнитивного развития от рождения до смерти;
- Уделять внимание индивидуальным особенностям;
- Учитывать культурно-исторический контекст (подход Л.С. Выготского не только не теряет актуальности, но становится едва ли не все более популярным в международном сообществе исследователей человека).
В разработанном А. Деметроу и коллегами тестовом инструменте присутствуют задачи, оценивающие как различные когнитивные навыки, так и метакогнитивные компоненты, исполнительные функции, а также – самооценку собственных интеллектуальных процессов. В тесте для оценки каждой из составляющих присутствуют свои задачи, подходящие для разных возрастов.
В результате проведения исследования на выборке из двух стран была построена структурная модель, которая отражает, что уровень развития различных способностей (таких, как рабочая память, пространственное мышление, вербальные аналогии и множество других) оказывается в очень большой степени зависимым от уровня развития метакогнитивных способностей (таких, как контроль внимания, осознанность когнитивных процессов, гибкость и т.д.). G-фактор при этом находится «в центре модели».
Авторами было показано, что в разных возрастах разные когнитивные и метакогнитивные компоненты оказываются значимыми предикторами развития способностей (которые, как измеряемые переменные в модели, формируют единый G-фактор): в дошкольном возрасте – это контроль внимания и гибкость, в начальной школе – рабочая память, дедуктивное мышление и осознанность – в подростковом возрасте.
В ходе своих исследований, авторы пришли к предположению о том, что может быть, развитие осознания когнитивных процессов и их реорганизация на основании рефлексии и есть ведущая сила развития когнитивных способностей?
Профессор Деметроу привел рабочее определение интеллекта в 3 измерениях:
Интеллект отвечает за то, чтобы наполнить смыслом окружающий мир и справляться с его изменениями, быть достаточно чувствительным к ним и мочь адаптироваться.
Интеллект является процессом, включенным в процесс развития: процесс означения и осмысления происходит с учетом особенностей (способности к репрезентации, обработке информации и т.д.), характерных для каждой из ступеней развития.
Возрастные и индивидуальные различия интеллекта – две стороны одной медали. Различия в способностях к репрезентации, обработке информации и т.д. зависят от развития соответствующих мозговых структур.