• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Международные тесты в образовании – это не Олимпийские игры»

«Международные тесты в образовании – это не Олимпийские игры»

Татьяна Хавенсон защитила диссертацию о том, как использовать результаты международных исследований в России правильно

Институт образования поздравляет Татьяну Хавенсон с защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук об образовании НИУ ВШЭ (PhD HSE in Education). Диссертация посвящена тому, как используются сейчас и как могут быть правильно использованы результаты международного тестирования для национальной образовательной системы (в первую очередь – в России). 

Участие в международных образовательных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS более 20 лет обязательно для российской школы. В своей диссертации научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Татьяна Хавенсон обращается к вопросу о том, как используются результаты этих международных исследований на российском уровне. Авторитет PISA, TIMSS, PIRLS во всем мире столь велик, что эти «тесты» становятся фактором образовательной политики, но возникает проблема трактовки полученных результатов. Упрощенное понимание этого массива информации, который не анализируется должным образом, приводит к тому, что общество и правительства начинают воспринимать эти исследования, по известному выражению, как «Олимпийские игры в образовании». В прессе начинается кампания «Мы всего лишь на 25-м / 50-м месте», и результатом порой становятся непродуманные образовательные реформы и кадровые перестановки. Татьяна приводит в пример страны третьего мира, где снижение результатов международных исследований приводит к отставкам министров, тогда как на самом деле ухудшение средних показателей стало следствием, например, более массового охвата общим образованием, то есть позитивных перемен в образовательной системе.

В России результаты международных сравнительных исследований тоже влияют на образовательную политику, но прежде, чем ставить какие-то «диагнозы», нужно учитывать ряд факторов – например, то, что PISA близка к школьной программе Финляндии и ряда европейских стран, а к российской программе – нет (в отличие от TIMSS), и это сильно влияет на условный «национальный» результат, и так далее. «Неправильное использования этих массивов данных привело меня к постановке задачи, над которой я работаю уже несколько лет, – рассказала Татьяна Хавенсон. – Мы работали с данными России, Бразилии, Австралии, стран Балтии, где исследовали, как можно дополнить «международные» результаты внутристрановым анализом, как можно компенсировать поверхностность межстрановых исследований, которая, увы, неизбежна». Результатом стали несколько общих методологических подходов, изложенных в диссертации «Методология использования данных международных сравнительных исследований для формирования образовательной политики».

Один из путей, предложенных Татьяной Хавенсон именно для России – участвовать в международных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS несколькими региональными, а не одной национальной выборкой. Это позволило бы не только сделать результаты репрезентативными, но и извлечь из них намного больше информации, то есть «сделать эти исследования – кстати, очень дорогие – полезными для образовательной политики». Председатель комитета по защите диссертации Галина Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО, не только высоко оценила предложенные общие методологические подходы, в том числе идею совмещения международных и внутристрановых исследований, но и предложила Татьяне Хавенсон «разработать комплексный дизайн участия России в международных исследованиях» на основе подходов, предложенных в диссертации.

Помимо Галины Ковалевой, в составе комитета работали ведущие международные эксперты в области образовательной политики: Игорь Реморенко (МГПУ), Мачей Якубовский (Варшавский университет), Рикардо де Абреу Мадейра (Бостонский университет), Эрнесто Тревиньо Вильярреал (Гарвардский университет, Папский католический университет Чили). Исследование не только отвечает современным вызовам образовательной политики, но и потребностям существующей системы оценки качества образования страны, особенно отметили члены комитета.