• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Цифровизация вузов: от трансформации внутренних процессов до развития регионов и отраслей

Эксперты Инобра помогают университетам переходить на «цифру» и решать большие задачи

Институт образования НИУ ВШЭ начал серию обучающих семинаров для высших учебных заведений: эксперты помогают коллегам из регионов сформировать единое цифровое пространство вуза. Пилотные семинары прошли в Орловском, Тольяттинском университетах и Воронежском техническом университете. По их итогам уже можно сказать, что помощь Инобра востребована, а программы цифровизации вузам необходимы. Без радикальной трансформации внутренней жизни вуза невозможно повысить эффективность его процессов и качество работы студентов, преподавателей и научных сотрудников.

«Основная задача – сделать так, чтобы многочисленные данные, которые порождают различные цифровые платформы, не лежали мертвым грузом, а работали на студента, преподавателя и управленца», – объясняет ведущий эксперт Иван Карлов. Команда Инобра, в которую входят специалисты разного профиля – и по развитию вуза, и по разработке информационных систем, – выезжает на место событий, где работает с командой вуза в интенсивном режиме мозгового штурма. Предложения по итогу включают не только программу трансформации самого вуза, но также предложения по его потенциальному участию в программе цифровой трансформации региона, где университеты играет особенно важную роль.

Цифровая трансформация – не какой-то универсальный алгоритм, здесь возможны разные модели, и задача экспертов – просчитать нужные шаги. «Мы детально анализируем плюсы и минусы для конкретного вуза, например, от использования онлайн-курсов, внедрения информационных систем и так далее. В регионах сегодня есть понимание, что цифровизация необходима, но иногда под ней подразумевают, например, только автоматизацию процессов, а это совсем другое», – поясняет руководитель направления «Регионалистика высшего образования» Олег Лешуков. По его словам, именно вузы могут стать драйверами цифрового развития как регионов, так целых отраслей экономики, «но это потребует серьезных усилий от самого университета».

В вузах, в которых уже побывала команда Института образования, к этим усилиям готовы. Ректор Воронежского технического университета Сергей Колодяжный рассказал, что в ВГТУ заинтересованы «в создании сильной команды, которая будет работать в цифровой логике». Ректор Орловского университета Ольга Пилипенко говорит, что цифровизация нужна не только самому вузу: «Мы работаем с базами данных по здоровью населения Орловской области в рамках работы университетской клиники и внедряем отдельные сервисы сопровождения проектного обучения». «У нас есть очень интересные и важные наработки в области консолидации информационных потоков, выстраивания единой модели данных и формирования цифровых профилей для всех участников процессов», – рассказал ректор Тольяттинского университета Михаил Криштал.