• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

О вызовах и новом понимании человеческого капитала в образовании - на конференции в Болонье

Из более двухсот докладов, поданных на конференцию, посвященную 20-летию Болонской декларации, только пятнадцать были включены в программу. Среди них – доклад Павла Сорокина и Исака Фрумина из Института образования НИУ ВШЭ о новом понимании человеческого капитала для развития образования.

24 – 25 июня в старейшем в мире Болонском университете (основан в 1088 году) состоялась масштабная международная конференция, посвященная двадцатилетию Болонской декларации. Декларация стала одним из ключевых шагов к формированию единого пространства высшего образования как в Европе, так и за ее пределами. В 1999 году ее подписали 29 стран. Сегодня к Болонской декларации присоединились официально 47 государств,  еще 17 стран фактически следуют ей.

В конференции участвовали более тысячи делегатов из 70 стран, включая около 200 ректоров. Ректоры и лидеры экспертного сообщества в сфере высшего образования прошли академической процессией от средневекового анатомического театра к главному зданию университета. ВШЭ был единственным российским университетом, представленным в этой процессии. Участники конференции не только праздновали юбилей, но и обсуждали новые вызовы, стоящие перед высшим образованием.

Как показали дискуссии, сообщество специалистов четко осознает необходимость большего соответствия результатов высшего образования требованиям ускорения социально-экономического развития. Как было показано в докладе Павла Сорокина и Исака Фрумина, представлявших Институт образования ВШЭ на конференции, теория человеческого капитала – с учетом ее развития в последнее десятилетие – может оказаться важным подспорьем в совершенствовании системы высшего образования. 

Рамка человеческого капитала позволяет на доказательной основе интегрировать различные «элементы» (навыки, компетенции) в единую модель, а также выявить «белые пятна», которые особенно остро нуждаются в дополнительных исследованиях. 

Одним из таких недостаточно изученных «белых пятен», как показывают авторы доклада, является так называемый «предпринимательский элемент» человеческого капитала. Подробнее вопросы этого доклада обсуждаются в новой книге «Как сделать образование двигателем социально-экономического развития?», вышедшей издательстве ВШЭ и в статье, опубликованной в журнале «Форсайт».

Доклад П.Сорокина и И.Фрумина, представленный в Болонье (PDF, 854 Кб)