• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа ВШЭ даст школам учителей — современных художников и дизайнеров

В этом году в НИУ ВШЭ впервые начинается набор на магистерскую программу «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе» по направлению «Педагогическое образование». Ее выпускники будут учить школьников по-новому.

Неважные предметы?

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов неоднократно отмечал, что в современной российской школе недопустимо мало внимания уделяют творческим предметам, развивающим в ребенке креативность. Педагогические подходы чаще основаны на заучивании и воспроизведении

На уроках изобразительного искусства в большей степени учат технике исполнения и в меньшей степени позволяют ребенку самовыражаться 

 

По мнению ректора, в части преподавания творческих предметов российская школа «застряла» в середине XX века.

Образовательные стандарты второго поколения, принятые в 2009-2012 годах, мало изменили ситуацию, так как декларировали лишь общие требования к выпускникам, но не предлагали механизмов их выполнения. Программы преподавания ИЗО и технологии в большинстве школ остались прежними.

Лишь в 2018 году об этих предметах вспомнили снова. Министерство просвещения РФ утвердило концепции преподавания искусства и технологии. Кроме того, технология стала единственным школьным предметом, упомянутым в майском указе президента России: правительству поручено обновить его содержание и усовершенствовать методы его преподавания.

Новое содержание

«Российской школе нужны новые модели обучения творческим предметам, адекватно отвечающие на вызовы времени, — говорит руководитель магистерской программы «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе», профессор Школы дизайна Ульяна Аристова. — Прежде всего, это касается изучения новых технологий и их применения в учебном процессе, знакомства детей с современными дизайнерскими практиками».

Например, на уроках ИЗО и технологии школьников нужно учить работать с данными, с визуальной и текстовой информацией, осваивать 3D-печать, разрабатывать интерфейсы для коммуникации. Есть возможности для моделирования и конструирования с использованием цифровых технологий, создания макетов книг и журналов, занятий художественной фотографией, изучения основ искусства телевидения и многого другого. Меняя содержание, акцент нужно делать на развитии творческих способностей каждого ученика.

При этом элементы старого-доброго рисования и трудового обучения в тех школах, где в них есть потребность, могут оставаться. В конце концов, принцип learning by doing (обучение через действие), о важности которого часто говорят применительно к школьному образованию, в преподавании эти предметов используется и сегодня. Да и нет ничего плохого в обучении домоводству или слесарному и столярному делу, как это было традиционно в школе. Но для достижения результатов, заданных в новых стандартах, этого уже недостаточно.

Профессора Школы дизайна ВШЭ Ульяна Аристова и Татьяна Ривчун занимаются исследованием истории художественного образования в области изобразительного искусства и дизайна, истории методов обучения творческим предметам на всех уровнях образования. В феврале 2019 года в Международной энциклопедии художественного и дизайнерского образования, опубликованной издательством Wiley, вышли статьи этих ученых, представляющие богатую историю развития художественного образования в России и его перспективы. В материалах также отражено место Школы дизайна НИУ ВШЭ в процессе: на ее площадке реализуется актуальная модель дизайн-образования и арт-образования, отвечающая на вызовы индустрии.

Чему будут учить?

Программа «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе» была разработана совместно преподавателями Школы дизайна и Института образования НИУ ВШЭ, где уже есть опыт магистерской подготовки учителей разных предметов (словесников, историков, обществоведов).

Учебный план состоит из трех ключевых направлений:

 теория, история и методология художественного образования;

 возрастная психология и развитие человека: современные теории и концепции;

 методы и приемы преподавания дизайна и технологии.

Учителя любых предметов должны освоить базовые педагогические дисциплины: в программе подготовки будущих преподавателей ИЗО и технологии есть те же курсы, что и у будущих учителей-словесников, историков и обществоведов. Например, это история образования и педагогической мысли, современная теория обучения.

Новые программы

Преподаватели Школы дизайна берутся не только за подготовку будущих учителей ИЗО и технологии, но и за разработку инновационных базовых образовательных программ этих предметов. Их сможет использовать любая российская школа.

Речь идет о программах по изобразительному искусству и технологии для основного звена, по профилям «Креативное проектирование» и «Дизайн» — для старших классов. В этой работе преподавателям Вышки помогут методисты издательства «Просвещение» — партнера Школы дизайна. Первоначальные версии программ будут готовы к началу нового учебного года, так что студенты смогут с ними работать и участвовать в их совершенствовании.

Совместно с «Просвещением» также планируется разработать новые учебно-методические комплексы по изобразительному искусству и технологии — как бумажные, так и цифровые.

Кого здесь ждут?

Основной потенциальный контингент магистерской программы — выпускники бакалавриатов по дизайну и искусству, которым интересна педагогическая деятельность. Те, кто имеет творческое образование и хотел бы заняться преподаванием, смогут получить в Вышке и необходимые навыки, и официальную квалификацию, без которой к работе в школе попросту не допустят.

При этом программа открыта для выпускников бакалавриатов любых других направлений подготовки.

 Основной критерий отбора абитуриентов — качественное портфолио, где отражено наличие навыков в области дизайна и изобразительного искусства. Собственно, конкурс портфолио и является вступительным испытанием, где каждый может себя проявить. Преподаватель креативных практик сам должен быть хорошим художником и дизайнером.

Аристова Ульяна Викторовна
Профессор Школы дизайна

 

На программе предусмотрено 15 квазибюджетных (за счет Высшей школы экономики) и 10 коммерческих мест. Учиться студенты будут очно в Школе дизайна на Малой Пионерской улице, где есть необходимая технологическая база, программное обеспечение и креативная среда. Реализовывается программа совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ, что позволит привлечь к подготовке магистров профессорско-преподавательский состав, работающий в авангарде современной педагогической науки.

Где проходить практику?

Практика студентов программы будет организована в московских школах — Лицее НИУ ВШЭ, школе «Покровский квартал» и других школах-участниках проекта «Распределенный лицей». Их могут привлекать к работе и другие школы, готовые воспринять инновационные образовательные программы. Студенты посетят уроки опытных коллег и начнут сами вести занятия.

Важно, что студенты попробуют себя в роли не только школьных учителей, но и педагогов дополнительного образования, организаторов проектной деятельности учеников в области художественного творчества, дизайна. Также планируется задействовать их в проведении факультетских дней для лицеистов и учеников школ распределенного лицея.

Для тех, кто решит не посвящать жизнь работе в школе, возможен выбор специализации по обучению студентов и взрослых людей. В учебном плане есть курсы по выбору «Обучение обучающих» и «Преподавание дизайна в высшей школе», предусмотрена практика в Школе дизайна.

Каждый студент за время учебы должен спроектировать свою авторскую рабочую программу по изобразительному искусству или технологии, которая станет его выпускной квалификационной работой. Рабочая программа — обычный инструмент любого учителя-предметника, без нее он, по большому счету, не имеет права войти в класс. За основу своих программ студенты смогут взять базовые программы, разработанные старшими коллегами в Школе дизайна.

Что изменит программа?

Прежде всего, программа улучшит имидж учителей ИЗО и технологии, поскольку в школу придут преподавать современные художники и дизайнеры. Пока что такой трек для них фактически закрыт — художественно-графические факультеты педвузов, как правило, учат по старинке, и новации туда проникают с трудом. Кроме того, современные поколения школьников требуют появления нового содержания и новых подходов к его преподаванию с учетом изменений в российском образовании.

«Появление магистерской программы создаст предпосылки для изменения эстетической концепции, программы и методов преподавания изобразительного искусства и технологии в российских школах, — считает Ульяна Аристова. — Кроме того, мы хотим, чтобы наша программа стала моделью инновационной подготовки учителей этих предметов, и эту модель в дальнейшем смогут использовать школы и вузы страны».

Иконки: Freepikwww.flaticon.com