• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Научиться побеждать

Аспирантка-психометрик Элен Абдурахманова – о том, зачем нужны измерения школе и ей лично.

Недавно я закончила читать книгу «Человек, который изменил все». Ее герой, тренер, так «просчитал» бейсбольную команду, что игроки, которые всем казались слабыми, вдруг начали побеждать. Я поймала себя на мысли, что это очень близко к тому, чем я занимаюсь в аспирантуре Инобра и что собираюсь делать в системе образования. Будем знакомы: меня зовут Элен Абдурахманова и я пишу диссертацию, которая, я надеюсь, поможет учителю правильно работать с младшим школьником в зависимости от его уровня когнитивного и некогнитивного развития. Это как в упомянутой книге: его могут ошибочно считать «слабым игроком», не зная, что и как в нем правильно развивать.

Я родилась в Дагестане, училась в Иванове, получила две профессии – математика и педагога, начала работать в областном Центре мониторинга образования. Мы занимались мониторингами, ГИА, и я поняла, что нашла свое призвание: обрабатывать и анализировать те огромные данные о школах, которые мы получали. Цифры вдруг «заговорили»: оказалось, они могут сообщать, что нужно детям.

Я начала разрабатывать, подбирать задачи для школьников – на интуитивном уровне, понимая из результатов тестов, что сейчас они готовы к тому-то, а не хватает того-то. Учителя класса, в котором я проводила эксперимент, меня журили: «Это слишком сложно, дети этого не знают». Но у меня появилась мечта учить детей, опираясь на их индивидуальные особенности и измеряя их математическую компетентность.

 Я понимала, что мне не хватает специальных знаний и я изобретаю велосипед. Так я нашла единственный с своем роде трек измерений в аспиранской школе Инобра и  Елену Юрьевну Карданову, которая стала моим научным руководителем.

 На треке нас знакомят как со способами обработки и анализа данных, так и с правилами разработки надежных инструментов оценивания – тестов, заданий, опросников. Мне очень нравится симбиоз математики и творчества, потому что, когда мы подбираем «ключ» к раскрытию способностей учащегося, будь это правильно сформулированный вопрос теста или еще что-то – это творчество. В этом смысле особенно важно, что нам преподают те, кто предлагает ключевые решения в этой сфере: те, кто воплощает в жизнь тесты iPIPS, SUPER Projekt, ESP; те, чьи статьи в самых авторитетных журналах мира определяют будущее психометрики.

  

Я вспоминаю коллег из ивановского Центра мониторинга образования и думаю, что им, а также всем, кто работает с мониторингами, результатами ЕГЭ и т.д., посоветовала бы этот аспирантский трек. В материалах, которые проходят через их руки, заложен колоссальный потенциал – как как развить сильные стороны учащихся на основе этих данных. Знакомство с психометрикой положило бы начало интереса к этому потенциалу. 


В школе на вопрос, кем я хочу стать, я отвечала – математиком, и все смеялись: «Ну и зачем это нужно в жизни?». Сегодня, когда я вижу, как любовь к измерениям помогает мне предлагать такие решения для школы, которые могут реально развивать личности, – я рада: я точно знаю, «зачем это нужно в жизни».