Как найти способы повышения качества образования в каждой школе? Изучать и анализировать данные!
Задача для команд из 10 школ — директоров, заместителей по учебно-воспитательной работе, ведущих учителей по русскому языку и математике, социальных педагогов, психологов — была поставлена многоуровневая: проанализировать качество преподавания, управления и образовательной среды в своих школах. Для этого использовалась методика, разработанная в Центре общего и дополнительного образования им. А. Пинского, «Я — эффективный директор».
Результаты семинара станут основой для разработки долгосрочной модульной программы повышения квалификации руководящих работников школ. Ее цель — поиск и планирование изменений, гарантирующих видимое улучшение образовательных результатов учеников
Какие меры будут максимально действенными, что поможет добиться улучшения результатов учеников и в целом школ? Эти проблемы управленческие команды обсуждали в контексте реальных результатов экзаменов, текущей аттестации, анкетирования, анализа посещения уроков. Участники представляли разные школы: успешные и резильентные (успешные в сложных внешних условиях). Все это дало объемную картину ситуации в улусе, управленцы и педагоги увидели сходные проблемы и «работающие» практики.
Аналитическая работа и дискуссии показали возможные направления для развития школьных программ улучшения результатов учащихся, которые должны дать видимый результат для системы образования всего улуса. Таких «магистралей» две:
— формирование культуры поддержки и высоких ожиданий от учеников, где в центре внимания оказываются и преподавание, и учение;
— развитие образовательной среды, стимулирующей учеников к сознательному выбору индивидуальной образовательной и будущей профессиональной траектории.
Что дальше? Эксперты Института образования совместно со специалистами районного управления образования будут помогать школам проводить анализ данных, разрабатывать и внедрять конкретные программы действий по двум приоритетным направлениям.
Практическая польза проведенного семинара еще и в том, что появилась площадка, где можно делиться находками и лучшими практиками. Например, руководители школ рассказали о работе Совета отцов, проекте «Мой ребенок в 30 лет», индивидуальном наставничестве учителей. Подробнее об этих инициативах можно будет прочесть в специальном номере журнала «Хангаласское образование», который готовится к публикации.
Бысик Надежда Викторовна
Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
Бысик Надежда Викторовна
Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, исполнительный директор проекта социального воздействия