Неожиданные результаты PISA: без паники - надо разбираться!
Сейчас результаты сопоставимы с 2012 г, подчеркнули эксперты лаборатории. Однако с 2006 г. до 2015 года в России наблюдался стремительный рост в результатах чтения и это может быть как некоторой флуктуацией, так и признаком "стеклянного потолка". Для обоснованных объяснений и интерпретаций нужно детальное изучение данных и технической документации, которой пока нет в доступе.
По двум другим предметным областям: математике и естествознанию - в 2015-2018 гг. баллы тоже снизились. По математике - с 494 баллов до 488 баллов, а по естествознанию — с 487 до 478. Учитывая в целом "волнообразную" динамику баллов по этим областям за 7 циклов PISA, начиная с 2000 г., оба этих снижения являются, скорее, статистическими флуктуациями. Здесь тоже нужен вторичный анализ, чтобы обоснованно обсуждать причины.
Но точно можно сказать, что наши результаты не выросли. И это огорчает. Это создает серьезные риски для достижения цели, поставленной в майском (2018 года) Указе Президента России, - вхождение российской системы школьного образования в десятку лучших в мире. Вряд ли в мире согласятся признать, что даже с учетом наших успехов на олимпиадах и в других международных исследованиях можно попасть в десятку, будучи в третьем и даже четвертом десятке по PISA.
Поэтому, нам представляется, что стоит обсуждать не столько падение (оно статистически не вполне очевидно), сколько прекращение роста, который наблюдался в последнее десятилетие. Конечно, проводить это обсуждение можно только на основе серьезного анализа данных.
Фрумин Исак Давидович
Научный руководитель Института образования
Вместе с тем, нельзя не высказать гипотезу о том, что как раз после 2015 года усилится тренд на контроль знаний в традиционной форме. Распространились широко Всероссийские проверочные работы, усилился контроль за Основным государственным экзаменом после 9 класса. Эти форматы важны, но, несмотря на позитивные усилия Рособрнадзора по модернизации оценки, они стимулируют пока в основном запоминание и действие по образцу. Впрочем, еще раз подчеркнем, что уж сейчас точно без серьезного вторичного анализа результатов мы эти и другие гипотезы проверить не сможем, а, значит, будем продолжать строить образовательную стратегию на здравом смысле, но без доказательной оценки эффектов.
Но, конечно, есть и прекрасная новость – отличные результаты Москвы. Она – среди самых образованных городов мира (по метрике PISA). Значит, мы умеем учить современным знаниям и сложными навыкам
Руководитель Международной лабораторией анализа образовательной политики
Все новости автора
Захаров Андрей Борисович
Руководитель Международной лабораторией анализа образовательной политики