• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неожиданные результаты PISA: без паники - надо разбираться!

В Париже объявлены результаты PISA-2018. Эксперты Международной лаборатории анализа образовательной политики представили данные, по которым видно, что в 2018 году результаты российских 15-летних учащихся незначительно снизились по всем трем предметным областям PISA: чтению, математике и естествознанию по сравнению с 2015 годом. По чтению баллы российских школьников незначительно упали — с 495 до 479 баллов.

Сейчас результаты сопоставимы с 2012 г, подчеркнули эксперты лаборатории. Однако с 2006 г. до 2015 года в России наблюдался стремительный рост в результатах чтения и это может быть как некоторой флуктуацией, так и признаком "стеклянного потолка". Для обоснованных объяснений и  интерпретаций нужно детальное изучение данных и технической документации, которой пока нет в доступе.

По двум другим предметным областям: математике и естествознанию - в 2015-2018 гг. баллы тоже снизились. По математике - с 494 баллов до 488 баллов, а по естествознанию — с 487 до 478. Учитывая в целом "волнообразную" динамику баллов по этим областям за 7 циклов PISA, начиная с 2000 г., оба этих снижения являются, скорее, статистическими флуктуациями. Здесь тоже нужен вторичный анализ, чтобы обоснованно обсуждать причины.

Захаров Андрей Борисович
Руководитель Международной лабораторией анализа образовательной политики

Но точно можно сказать, что наши результаты не выросли. И это огорчает. Это создает серьезные риски для достижения цели, поставленной в майском (2018 года) Указе Президента России, - вхождение российской системы школьного образования в десятку лучших в мире. Вряд ли в мире согласятся признать, что даже с учетом наших успехов на олимпиадах и в других международных исследованиях можно попасть в десятку, будучи в третьем и даже четвертом десятке по PISA.

Поэтому, нам представляется, что стоит обсуждать не столько падение (оно статистически не вполне очевидно), сколько прекращение роста, который наблюдался в последнее десятилетие. Конечно, проводить это обсуждение можно только на основе серьезного анализа данных.

Фрумин Исак Давидович
Научный руководитель Института образования

Вместе с тем, нельзя не высказать гипотезу о том, что как раз после 2015 года усилится тренд на контроль знаний в традиционной форме. Распространились широко Всероссийские проверочные работы, усилился контроль за Основным государственным экзаменом после 9 класса. Эти форматы важны, но, несмотря на позитивные усилия Рособрнадзора по модернизации оценки,  они стимулируют пока в основном запоминание и действие по образцу. Впрочем, еще раз подчеркнем, что уж сейчас точно без серьезного вторичного анализа результатов мы эти и другие гипотезы проверить не сможем, а, значит, будем продолжать строить образовательную стратегию на здравом смысле, но без доказательной оценки эффектов.

Но, конечно, есть и прекрасная новость – отличные результаты Москвы. Она – среди самых образованных городов мира (по метрике PISA). Значит, мы умеем учить современным знаниям и сложными навыкам