• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Виктор Болотов: «ЕГЭ по истории: польза будет колоссальной»

Академик Виктор Болотов считает: правильный экзамен по истории поможет развивать креативность и критическое мышление.

Виктор Болотов: «ЕГЭ по истории: польза будет колоссальной»

Выпускной ЕГЭ по истории в школах могут сделать обязательным – уже через два года его предлагают провести в нескольких «пилотных» регионах. Возможность появления нового всеобщего экзамена активно обсуждают и учителя, и родители. Своей точкой зрения поделился ученый, которого часто называют «Отцом ЕГЭ» – академик РАО Виктор Болотов, в прошлом один из руководителей российского образования, а ныне ординарный профессор НИУ ВШЭ.

Нервов больше нет

Экзамен по истории мы рассматривали как обязательный с начала эксперимента с ЕГЭ. Нельзя быть культурным человеком без знания истории мира и своей страны. Ровно по этой причине экзамен по истории включен в национальные экзамены многих стран. Но в итоге мы решили сделать экзамен по выбору. Тогда, в начале 2000-х, слишком мало времени прошло после радикальных изменений в стране. И спорить по некоторым темам истории было – как трогать оголенный нерв. Диаметрально разные интерпретации, в том числе в учебниках, почти по всем периодам. Ставить выпускников в ситуацию такой неопределенности было нельзя. Сегодня историки под руководством академика РАН Александра Чубарьяна нашли компромиссы. Да, в школьном курсе остались спорные места, но их не так много. Основание для обязательного ЕГЭ по истории появилось.

Сослагательно об истории

Вопрос в другом: что должно стать содержанием этого экзамена? Что в этом предмете следует учить? К примеру, надо ли обязательно знать имена всех Рюриковичей? Не думаю. На мой взгляд, ценность в обоснованных суждениях, а не датах или фамилиях. Среди педагогов немало тех, кто учит исторически мыслить, видеть причинно-следственные связи, сюжеты. Знаю учителей, которые вместе с детьми увлеченно разбирают – что было бы, если в 1917 году победили не большевики, а, допустим, эсеры. Только не надо говорить, что история не терпит сослагательного наклонения. С точки зрения педагогических практик очень даже терпит. И разных практик без зубрежки может быть много.

Такой ЕГЭ нам не нужен

Только, увы, нынешний ЕГЭ по истории с его во многом устаревшими заданиями на проверку памяти — совсем не про критическое мышление. Надо создавать экзамен нового типа, а уже потом делать его обязательным. По последним данным PISA, российские школьники немного ухудшили результаты по  читательской грамотности. А где, как не на уроках истории, усваивать аналитическую работу с текстами? Учиться отделять правду от фейков, интерпретировать тексты, сравнивать их, критически мыслить. Если ЕГЭ по истории сфокусировать на это, польза будет колоссальной.