«Гвардия» уходит в онлайн или сдаётся?
Учителя будут держаться за школу с ее социальными гарантиями, – уверена заслуженный профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Работу стали больше ценить после того, как в 2012 заметно увеличились зарплаты. Если в 2011 году 60% педагогов хотели оставаться в своем учебном заведении, то в 2013 году таких было уже подавляющее большинство – 86%. Сейчас, когда экономика и уровень жизни падают, даже «цифровые скептики» не захотят хлопать дверью. Им придется изучить технологии.
«Ветеранов» подстегнут репетиторы
Консервативность старых кадров преувеличена, это не настолько «возрастные» люди. Из-за льготных пенсий сегодня немногие задерживаются в школе. Старшая возрастная группа – активные люди, которые готовы осваивать новое и конкурировать. А конкурировать придется.По мнению Ирины Абанкиной, в школу придут молодые кадры, которые в офлайн-эпоху не интересовались этим карьерным треком. Опыт работы в школе станет важен для педагогов из коммерческого сектора, например, репетиторов.
Родители уже вникают, через какие платформы лучше, например, готовить детей к ЕГЭ. Репетиторы без понимания цифровых инструментов вряд ли смогут заслужить хорошую репутацию. Более того, платформы будут скорее доступны школе, чем индивидуальным пользователям – цена для них будет сильно отличаться.
Шок от творчества
Школу не ждут серьезные кадровые потрясения, но переоценка ценностей произойдёт, – считает ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования Олег Федоров. Сегодня учителя, которые пытаются заниматься цифровым педагогическим дизайном, оказываются в меньшинстве. Это вряд ли изменится быстро. Но постепенно будет трансформироваться само отношение, неприятия станет меньше.
«Старая гвардия» не уйдет, но шок ей предстоит пережить. В результате цифровизации учитель избавится от огромного количества рутины, бумажной, скучной работы. Проверки тетрадей, ведения журнала и многого другого. Случится это не завтра, но в обозримой перспективе.
Федоров Олег Дмитриевич
Ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования
Кто может не пережить онлайн-период – так это государственные сервисы в их нынешнем виде. Раньше большинство педагогов не вникало в их работу. Теперь смогли сравнить и убедиться, что коммерческие ресурсы гораздо качественнее и удобнее. Государственным сервисам тоже придется меняться.
Нужен пряник, а не кнут
«Онлайн не изменит главного: отсутствия конкуренции на рынке учительского труда, за исключением Москвы и еще 4 – 5 мегаполисов», – говорит директор Центра общего и дополнительного образования имени А. Пинского Сергей Косарецкий. Даже при серьезном переходе обучения в онлайн цифровые навыки не станут главными. Важнее – умение выстраивать отношения с учениками, уникальность подхода и знание предмета.
Конечно, в профессиональном стандарте, системе аттестации и оценке квалификации нужно закрепить другой уровень требований к цифровой грамотности. Но государству нужно подумать не только о кнуте, но и о прянике. Наример, об учете в системе оплаты труда, грантах педагогам-лидерам и наставникам.
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Руководитель Центра общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании
Все новости автора
Руководитель Центра общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского
Все новости автора
Ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования
Все новости автора
Абанкина Ирина Всеволодовна
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономиче