• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

В Гарварде «дерзкий» мировой опыт формирования «навыков 21 века» положили в книгу

Образовательные реформы России сравнили с переменами в других странах: задачи одни – методы разные. Книга «Дерзкие цели образования» (Audacious Education Purposes) выпущена в нью-йоркском издательстве Springer. Ее авторы, ученые из разных стран, изучают и сопоставляют опыт восьми самых амбициозных образовательных реформ, направленных на формирование «навыков 21 века». Составитель книги – профессор Высшей школы образования Гарвардского университета Фернандо Реймерс. Российские реформы представили ректор МГПУ Игорь Реморенко и научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

Помимо России, в «восьмерку» входят Бразилия, Финляндия, Япония, Мексика, Перу, Польша и Португалия. Эти страны были выбраны потому, что их проекты трансформации содержания образования оказались самыми масштабными и оригинальными. Их опыт изучается в Гарварде.

Каждая из этих реформ – череда неизбежных ошибок и смелых решений, и все они были, в конечном счете, направлены на то, чтобы сделать национальные системы образования устойчивее к глобальным вызовам, а будущую жизнь школьников  – лучше. Каждая из стран при этом предложила свой подход. Опыт стран при это представлен в книге людьми, непосредственно участвовавшим в реформах – руководителям министерств, ведущим экспертам.

Россию ждал болезненный переход от образования, основанного исключительно на «знании знаний», к модели, предполагающей, прежде всего, их применение.

Эта необходимая трансформация была очень трудной: многие люди верили и, нужно сказать, продолжают верить, что именно традиции заучивания сделали советскую школу лучшей в мире. Педагогам и родителям не объяснили как следует, что нужно менять в традиционном содержании. И это оказалось главным вызовом для российской модели реформ.

Игорь Реморенко
ректор МГПУ

Само появление главы о России в этой книге показывает, насколько силен интерес международного профессионального сообщества к развитию образования в нашей стране.

Фрумин Исак Давидович
Научный руководитель Института образования

Смена парадигмы по-прежнему неоднородно влияет на школы, систему оценки, учебные планы, всю образовательную политику – об этом говорится в завершающей главе. Один из важных выводов – то, что для успешного старта и развития реформ нужно учитывать интересы самых разных участников системы образования.

Книга выложена в свободный доступ. Это богатый корпус данных для всех, кто исследует образовательные реформы в России и во всем мире.