В Гарварде «дерзкий» мировой опыт формирования «навыков 21 века» положили в книгу
Помимо России, в «восьмерку» входят Бразилия, Финляндия, Япония, Мексика, Перу, Польша и Португалия. Эти страны были выбраны потому, что их проекты трансформации содержания образования оказались самыми масштабными и оригинальными. Их опыт изучается в Гарварде.
Каждая из этих реформ – череда неизбежных ошибок и смелых решений, и все они были, в конечном счете, направлены на то, чтобы сделать национальные системы образования устойчивее к глобальным вызовам, а будущую жизнь школьников – лучше. Каждая из стран при этом предложила свой подход. Опыт стран при это представлен в книге людьми, непосредственно участвовавшим в реформах – руководителям министерств, ведущим экспертам.
Россию ждал болезненный переход от образования, основанного исключительно на «знании знаний», к модели, предполагающей, прежде всего, их применение.
Эта необходимая трансформация была очень трудной: многие люди верили и, нужно сказать, продолжают верить, что именно традиции заучивания сделали советскую школу лучшей в мире. Педагогам и родителям не объяснили как следует, что нужно менять в традиционном содержании. И это оказалось главным вызовом для российской модели реформ.
Само появление главы о России в этой книге показывает, насколько силен интерес международного профессионального сообщества к развитию образования в нашей стране.
Фрумин Исак Давидович
Научный руководитель Института образования
Смена парадигмы по-прежнему неоднородно влияет на школы, систему оценки, учебные планы, всю образовательную политику – об этом говорится в завершающей главе. Один из важных выводов – то, что для успешного старта и развития реформ нужно учитывать интересы самых разных участников системы образования.
Книга выложена в свободный доступ. Это богатый корпус данных для всех, кто исследует образовательные реформы в России и во всем мире.
Игорь Реморенко
ректор МГПУ