«Школьную сегрегацию производят сами жители города»
«Мигрантские» школы в большинстве своем находятся в так называемых «рабочих» районах, рядом с промышленными зонами. Чаще всего это школы 50-60-х годов, времен, когда кварталы строили вокруг заводов.
Основная проблема таких школ в российских городах, по мнению местных жителей, заключается в том, что многие дети мигрантов не говорят по-русски и не могут активно участвовать в школьном образовании. Москвичи с опасением относятся к появлению таких школ и связывают с обострением криминальной ситуации в городе.
Городская vs школьная сегрегация
Европейские и американские исследования объясняют школьную сегрегацию городским пространством, в котором находится школа. В кварталах, населенных преимущественно представителями бедных слоев общества и этническими меньшинствами, дети оказываются в социально и этнически неоднородных школах, в которых качество образования хуже, чем в школах, расположенных в соседних кварталах города. Школы в таких кварталах имеют не только низкий рейтинг, но и неблагоприятные нормативные установки, насаждающие негативное отношение к хорошей учебе.
Дети в таких школах не хотят учиться, не столько потому что им сложно, а потому что их друзья считают, что быть отличником – не круто. Они оказываются в среде, которая не ведет к тому, чтобы ребенок стремился вверх по социальной лестнице. Появляется ощущение, что нужно оставаться в своем кругу.
Однако в постсоветских городах, в отличие от американских, не наблюдается ярко выраженной городской сегрегации. Объясняется это градостроительной политикой, которая существовала еще в советские годы: строительство микрорайонов и социальное смешение. Но нельзя говорить о полном отсутствии сегрегации – социально-экономическая дифференциация пространства, которая была в советское время, сейчас только увеличивается, появляется все больше элитных районов.
Появление «мигрантских» школ
Высокая концентрация детей мигрантов в школе – это результат действий и администрации, и самих родителей. Местные родители, которые заинтересованы в высоком уровне образования, пытаются отдать детей в хорошие школы, и администрация понимает, что нужно поддерживать рейтинг этих школ. Если в школе появится категория учащихся, которую родители не хотят видеть, ребенка переведут в другую. В свою очередь, родители-мигранты также стремятся создать своему ребенку комфортные условия, поэтому отдают его в ту школу, в которой уже учатся знакомые семьи, и куда его точно примут.
«Мигрантские» классы
В больших школах зачастую появляются классы, в которых подавляющее большинство учеников – дети мигрантов. Школа создает такие классы, чтобы помочь детям адаптироваться к русскоязычной среде. Для детей-мигрантов не предусмотрены специальные программы дополнительного образования по изучению русского языка как иностранного. У учителей нет единой программы, по которой они могли бы вести уроки, поэтому каждый придумывает что-то свое – ищут курсы при университетах, остаются с детьми после уроков, отводят классные часы под занятия русским языком.
Потенциал детей мигрантов
Местное население склонно переводить все проблемы, которые существуют в школах, в этническую категорию. Но по результатам исследований, дети-мигранты чаще попадают в изначально неблагополучные школы с низким рейтингом, в которых учатся дети с низким социальным статусом, и в которые родители среднего класса не захотели отдавать своих детей.
Считается, что школы устанавливают барьеры для учащихся мигрантов, потому что опасаются за их невысокую успеваемость. Но наши данные показывают, что в последние годы школы с удовольствием берут детей мигрантов, поскольку эти дети очень мотивированы на обучение и получение образования.
Бысик Надежда Викторовна
Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
Скачать текст презнтации
Видео семинара
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Ведущий эксперт
Все новости автора
Ведущий научный сотрудник Института управления социальными процессами
Все новости автора
Деминцева Екатерина Борисовна
Доцент Школы культурологии, заведующая Центром качественных исследований социальной политики Института социальной политики